Вполне известно, что по части создания игр Восточная Европа по существу всегда уступала странам западноевропейским и США, хотя в последнее время имеенно "наши" девелоперы начали на-гора выдавать проекты оригинальные, интересные и коммерчески успешные.
Однако в далеком 1999 году, когда доминирование запада в игровой индустрии было абсолютным, непоколебимым, произошло событие, которое всколыхнуло Европу, и которое для нас, к сожалению, осталось практически незамеченым. Одна маленькая, но очень гордая конторка Infinite Loop, что обитает в Софии, столице славной Болгарии, выпустила некую стратегическую игру Tzar: The Burden Of The Crown (Игра "Царь: бремя короны" на территории России и вообще СНГ издавалась только в 2001 году фирмой 1С под названием "Огнем и мечом".).
Сама по себе игра на сегодняшний день практически не может удивить игрока чем-то особенным, однако на момент выхода поражала свежими идеями, оригинальным подходом и другими позитивными аспектами. Собственно, игра представляет собою стратегию в средневековье с некоторой примесью фэнтези. В игре в бою сходятся три фракции: азиаты, арабы и европейцы, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Один из огромнейших плюсов - это тот факт, что тактик для достижения победы немеряно. В вашем распоряжении армии, которые при успешных боевых действиях набирают опыт и становятся сильней, а при построенной гильдии воинов, могут стать Героями. Вообще гильдии - это еще одно нововведение в игре. Гильдии предсталяют собою ужасно дорогие, но полезные здания, содержащие технологии, позволяющие далеко отбросить соперника в каком-нибудь аспекте местной войны: вам предложено строить гильдии воинов, магов, священников, торговцев и специальные гильдии. Поскольку гильдии стоят дорого, то постройка одной из них серьезно продвинет тактику именно по конкретной линии. То есть часто необходимо выбрать, чем же подавить врага - грубой силой, поддержкой, массой (в случае выбора торговли как основной тактики и имея возможность скупить тучу воинов), однако на легких уровнях, само собой, Вам удасться, возможно, обзавестись чуть ли не всеми гильдиями и уничтожить соперников практически без усилий.
Конечно, основной упор в игре ставится на войска. В битве (я не говорю о мелких стычках из-за кусочков ресурсов) принимают участие от 25 до 180 воинов с каждой стороны. На экране идет настоящая война, месиво, где любовно отрисованные и анимированные армии благородных мечников, мудрых самураев и свирепых арабских сатрапов (вкупе с лучниками, катапультами, баллистами - способов убить и уничтожить целая туча) сшибаются, повинуясь воле своих надменных монархов, которых мы, игроки, с вами и будем представлять. У каждой фракции свои особенности - легкая конница азиатов (колесница) слаба по атаке и защите, но вынослива до чертиков, арабы славятся агрессивностью, а европейцы - лучшими лучниками и бронированными, словно танк, рыцарями, до которых, прежде чем дойти, надо спустить тучу ресурсов - но это того стоит.
Отдельные слова хочется также сказать и об озвучке. Звук великолепен. Все движения, события, будь то ковыряние крестьянина лопатой в огороде или поединок на копьях между конниками - все это делает мир еще живее, ярче. Есть и еще особенность, которая радует лично меня. С некоторых пор мы привыкли, что герои или войска погибают в игре молча, тихонько вздохнув или сказав скриптовую фразку на прощанье. В "Царе" все взаправду. Кто сказал, что когда человека протыкают мечом, он тихонько сипит? Тут все войска, погибая, просто рвут криком боли свои голосовые связки! Во время битвы ор раздается по всему полю и невольно пробирают мурашки. Да, это настоящая средневековая война.
Музыка игры вне всяких похвал. Ее хватило бы на парочку опер или музыкальных спектаклей. Высокие пассажи рвутся ввысь, а кровь леденит тревога при взвывании труб, иногда музыка являяет собою что-то вроде мелодичной аранжировки народных древних песен, и тогда становится совсем уж уютно и чувствуешь то, что игру эту сделали "наши", славяне.Само собою, я говорю о треках, присутствующих на самом компакте (и на рипе компакта, естественно, тоже), а не о тех извращенных миди-композициях, что нам изначально в игре предлагают. Лично советую воспользоваться программой рипа музыки с звуковых компакт-дисков и всю музыку игры прослушать просто так, или на заднем фоне, играя в игру - оно того стоит, поверьте.
Не обошлось и без сюжета. Я оставил его напоследок неспроста - нам повествуют о хмурой истории восстановления государства, и всю кампанию не оставляет вопрос "Какого черта я вообще тут делаю?" Однако в русской версии, "Огнем и мечом", кампания стала просто произведением искусства. Не знаю, как удалось 1С так залихватски перевести и добавить свое, но кампания этой игры от русского издателя наполнена здоровым юмором и интересным сюжетом, на который оригинальным разработчикам так и, видать, не хватило то ли времени, то ли фантазии.
Tzar - это без пяти минут легенда и хит, который был подавлен лучше финансируемой Age Of Empires 2, которая, в силу своих, без сомнений, достоинств так и не дала большинствую людей узнать, что же это такое - настоящее бремя короны....
Взято с оффициального сайта игры -