«Капитан Фантастик»: Можно ли детей правильно воспитать вдали от благ цивилизации?
Название этого фильма от режиссера Мэтта Росса, довольно необычного актера и хорошего режиссера, в котором снялся великолепный актер Вигго Мортенсен, –
Этот фильм мне очень понравился, чем-то он похож на недавно просмотренный фильм В лесу, только здесь большая семья, наоборот, перебирается из леса в город.
Аннотация:
Бен (Вигго Мортенсен) – отец-идеалист – посвятил свою жизнь правильному, на его взгляд, воспитанию шестерых детей. Семья живет в тихом лесу в полной гармонии с природой. Дети изучают несколько иностранных языков, разбираются в философии и знают квантовую физику, умеют охотиться и обращаться с оружием. Дети не пользуются компьютерами или мобильными телефонами, не ходят в школу, источник их знаний – книги и опыт отца. Но после определенного стечения обстоятельств семейство должно покинуть дом, отправиться в большой город и столкнуться с цивилизацией. Что будет, когда они столкнутся с цивилизацией, когда на них обрушится первая любовь и мир хот-догов, гаджетов и социальных сетей?
Этот фильм похож на добрую наивную и душевную сказку, но все же не является ею. Сложно вот так просто определить жанр этой хорошей картины.
Это фильм-мелодрама, это фильм – немного комедия, но главным образом это фильм-размышление. Размышление о том, что нужно человеку в современной жизни, какие цели ставят родители перед своими детьми, какова их власть над чадами, где граница их власти, как родительское воспитание влияет на последующую жизнь детей.
Закладываются ли человеку его цели жизни и взгляд на свои жизненные предпочтения воспитанием родителей в детстве или бунтарским образом жизни в юности?
Фильм представляет странный взгляд анархистов-хиппи на цели жизни и поэтому, видимо, взял приз за режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. В нем заявлен протест против обычного распорядка жизни человека: родился, учился, женился, взял ипотеку, родил и вырастил детей... и в конце концов умер.
Режиссер и одновременно сценарист как бы размышляет: быть самим собой и быть не приспособленным к цивилизованному образу жизни. Или быть как все, жить в цивилизации, быть тупым обывателем-животным и также болеть её болячками. Является ли это протестом новых анархистов-хиппи против скуки обычной жизни, навеянным философией
В фильме также есть куча левых воззрений и критики корпоративного образа жизни Америки и общепринятой государственной политики. Ну, совсем немного.
Немного о сюжете:
Отец Бен и его шестеро детей, каждый со своим оригинальным именем: Бодеван (Bodevan), Киелир (Kielyr), Веспур (Vespyr), Релиан (Rellian), Зайя (Zaja) и Наи (Nai), – живут в глухих лесах, скорее всего, где-то на северо-западе Штатов, ближе к Тихому океану, так как леса в фильме довольно дремучие. Но это неважно.
Важно то, что семья живет на природе и её дарами, встает рано утром вместе с солнцем и сама выращивает себе в парниках фрукты-овощи, занимается охотой, заготовкой дров и прочими необходимыми вещами, хотя и не чурается использовать обычные цивилизованные вещи вроде фонарика, хорошего топора и арбалета.
А их мать временно лежит в больнице с психологическими проблемами, хотя, как выясняется, в начале этой вольной жизни она также жила вместе со своей семьей в лесном домике.
Зачем семья отправилась на лоно девственной природы, зачем отец решил воспитывать детей вдали от благ цивилизации и что из этого получилось, выясняется в конце фильма.
Строгий с виду отец сильной рукой держит своих детей в узде, тренирует их тело и разум. Все дети, включая и самых маленьких, вместе с отцом совершают пробежки по лесу, охотятся, совершают альпинистские восхождения на скалы, читают книги и трактаты, обсуждают их, сдавая отцу по ним небольшие экзамены.
Возможно, некоторым зрителям отец может показаться тираном и самодуром, неизвестно зачем затащившим своих детей в глухой лес, но мне он таким человеком не показался. Возможно, это заслуга Вигго Мортенсена, все же, несмотря на, кажется, уже, 60 лет, этот актер великолепен. Тем более что это решение было принято отцом и матерью детей совместно ради хороших целях.
И когда мать умирает, вся семья снимается с лесного бивуака и на семейном автобусе – Стиве – отправляется в цивилизованные места с обычными гражданами, страдающими ожирением, и всеми магазинами и макдональдсами с их нездоровой едой. И дети критически оценивают обычный образ жизни, которого они были лишены по воле родителей.
В этом путешествии детям и их любящему отцу приходится выпутываться из затруднительных положений, преодолевать непонимание родственников и выполнять последнюю волю матери.
Я не буду раскрывать весь сюжет, лучше посмотреть этот фильм.
В фильме можно полюбоваться красивой природой Штатов, лесами и холмами, реками и автобанами. Эти виды природы и хороший саундтрек в инди (кантри) стиле задают спокойный и добрый ритм повествования, какое-то сказочное настроение.
Это Jeremy Messersmith – Ghost, её можно послушать
Прямое обсуждение с детьми психологической болезни матери, её смерти и похорон, обсуждение отцом книги Набокова "Лолита" с одной из дочерей – является ли герой книги педофилом и можно ли его понять, полюбить или возненавидеть – происходит без лишнего невежества и ханжества, эту книгу можно обсудить. Хотя с точки зрения их родственников, простых обывателей, это просто ужасно.
Кстати, за вечерним костром одна из сестер также читала "Братьев Карамазовых". Может ли кто из современных российских девушек похвалиться этим?
Несмотря на небольшой бунт среднего сына против такого образа жизни и, естественно, отца, вся семья хиппи-анархистов очень дружна и готова на любой риск, чтобы спасти любого члена семьи, что повлекло за собой небольшие проблемы для здоровья одной из сестер, переломы одного шейного позвонка и ноги, но, слава богу, только этим и обошлось.
Выводы:
Фильм немного идеалистичен, но именно этим он мне и понравился. Я очень рекомендую посмотреть его, может, всей семьей и самому сделать выводы из просмотренного. Возможно, не стоит смотреть этот фильм некоторым детям, чтобы не услышать, в чем заключаются сексуальные отношения... но это решать родителям.
Правда, мне показались неправдоподобными серьёзные философские и политические выводы из уст восьмилетнего ребенка, хотя, возможно, он действительно понимал, о чем идет речь.