C Populous я познакомился, кажется, лет шесть-семь назад. Эту игру принес мне один из друзей, за что я ему безмерно благодарен. Принес он ее в сборнике старых игр и, как было модно в то время у всех подобных сборников – полноценно заработала только она одна – именно эта игра.
Populous: The Beginning оказалась третьей по счету в серии стратегией в реальном времени, сочетающей в себе, говоря с некоторым преувеличением, и RTS, и стратегию непрямого контроля, и симулятор бога одновременно. При начале игры, в вашем подчинении оказывается один основной персонаж – это шаман одного из древних человеческих племен. И шаман этот не обделен магией, за что, как правило, все вокруг ему поклоняются, кроме, разве что, совсем уж невежественных дикарей, коих следует просвещать о своем могуществе, с помощью верных своих проповедников. А уж, будучи вашими поклонниками - одновременно вашими же подопечными – люди сделают все, что только вы им прикажете. И хату построят, и храм, и бараки, и на войну с другими племенами за вас пойдут! А как же, не будь в игре вражеских племен – нахалов, поклоняющихся совсем другим, не правильным шаманам – не было бы у нас и игры… Впрочем, и без того управлять своим небольшим, но старательным племенем очень даже интересно. Все те, кому приказов вы не раздаете – будут жить поживать своей личной жизнью. Тем отрадней, что большинство ваших подданных – верные, убежденные трудоголики! Если у соседа дом не достроен – половина поселения тут же примчится, безо всякого прямого приказа, достраивать общественно важное строение. И свои излишки ресурсов прихватят! Ну а, если уж так случилось, что нет никаких срочных дел – поклонники пойдут вытанцовывать в честь шамана и вокруг шамана, чудные доисторические хороводы.
Вы же, тем временем, с помощью своих потрясающих магических способностей, каких не знает ни один жалкий персонаж какой-либо другой вселенной – будете, как ни в чем ни бывало подстраивать под свои требования окружающий ландшафт. Холмы будут опускаться в моря, из морей подниматься горы, в горах образовываться активные вулканы, лава из которых и врагов сожжёт и ровное место для новых строений подготовит… Все, что угодно! Конечно, особенно приятно – обрушивать все свое безмерное могущество на врагов. Смерчи, огненные бури, землетрясения – и пусть только попробуют после всего этого возразить что-нибудь.
Правда, к сожалению, шаманы вражеских племен все это тоже прекрасно умеют – от описанных выше бед вас самих может защитить лишь собственная сноровка и внимательность. Ну и специальный круг шамана, где тот может воскреснуть, будучи убитым, при этом восстановив вокруг ровный строительный участок, даже если минутой ранее в этом самом месте поднялся вулкан. Правда, до последнего лучше не доводить – такое событие сопровождается очень неприятной, не смотря на то, что мгновенной, процедурой изъятия вашей магической энергии вражеским шаманом. Да и племя без такого руководителя и вдохновителя чувствует себя очень уязвимо…
Так что, управление главным персонажем, получается – наиважнейший элемент игры. Умение хорошо контролировать перемещение и любую другую деятельность шамана очень упростит игроку жизнь - особенно в сетевой игре…
Но, вернемся пока к поселению. Что мне особенно понравилось в этой игре, конечно же, помимо потрясающей возможности изменять ландшафты – визуальное отображение всех действий простых рабочих и солдат. Чего только стоит реалистичность драк – в битвах они не просто скучно бьют друг друга по очереди, отнимая очки здоровья, а меняют позиции, применяют разные удары и при первой же возможности сталкивают противника в пропасть. Наблюдать за битвами в этой игре – одно удовольствие! Особенно здорово у вояк это выходит, когда те наваливаются на противника скопом. Например, на обнаруженного в поселении шпиона – это такие наглые гады, маскирующиеся под обычных жителей и считающие своим долгом поджечь как можно больше зданий, пользуясь своей безнаказанностью. До поры, до времени, конечно.
Солдаты, в которых обучаются рабочие, будучи отправленными в бараки – используют мечи и щиты. Но ни о каком фехтовании речи не идет – человечки древнего «каменного века» оружие себе сделали, да управляются им по старинке – как дубинками. Молотят друг друга так, что чуть ли не земля трясется – причем о мечах могут просто забыть и пихаться ногами и локтями…
Еще есть особые воины – воины огня, перенявшие, видимо, кое какие знания у шамана и теперь способные с больших дистанций поражать врагов огненными шарами. В ближнем бою, опять же, в ход идет проверенный временем удар в морду.
А как рабочие строят! Сначала землю ровняют «прыгучи» (ну, это я их так обозвал – разделения труда у рабочего сословия нет), способные в пару прыжков утрамбовать остроконечную горку и даже, каким-то немыслимым образом – наоборот, поднять землю там, где нежелательна яма. Потом носят доски и устанавливают каркас строения – целой сворой бегают туда сюда, после чего уже забегают внутрь будущей хаты и достраивают стенки и крышу… Но а ломают еще краше – забегают оравой в дом… и давай его трясти, что есть силы! Стены так и разваливаются. Все это просто великолепно смотрится, и по сей день.
Кроме прочего, в Populous много тактических возможностей. Можно строить лодки и запускать воздушные шары с корзинами – в них сажать воинов огня, например – и вести обстрел с моря и воздуха. Можно посылать диверсантов и проповедников - первые, как я уже упоминал выше, с радостью сожгут вражеские строения, а вторые обернут в настоящую веру рабочих и солдат вражеского племени. Можно окружать врага горами, с помощью магии и заливать водой…
Хотя, конечно, главный инструмент в приведении в жизнь множества самых коварных и забавных подлостей – колдовство. Устроить болото в узком проходе – прямо под носом у бегущих на ваш поселок солдат, а потом накрыть их огненной бурей, или даже чем покрепче. Ну, это к примеру.
Кстати, после победы над врагами всегда случается великий танец победы – все прыгают, танцуют, пускают в небо огненные шары и гулко кричат ура. Нет, правда!
Графика, правда, не слишком детальна и разрешение картинки, как принято в столь старых играх - совсем не большое. Но все выглядит невероятно атмосферно! Особенно на атмосферу работают музыка и звуки - они восхитительны. Чувствуется настоящая доисторическая эпоха. Такой атмосферы я не видел больше ни в одной игре… Но что-то я совсем заболтался о визуальной и стратегической части. Надо же описать место действия и сюжет игры! А место действия – множество разных небольших планет – что, в свою очередь, делает игру еще более оригинальной, так как карты, соответственно, абсолютно круглые. Все действия действительно происходят на крохотных планетах, за власть над которыми борется наш шаман, чтобы в конце всей игры стать настоящим божеством! Вот мы и перемещаемся - с помощью магии - от планеты к планете, устраняя конкурентов на роль бога. И, что интереснее всего – в конце мы добиваемся этой цели, и последний бой происходит уже на планете под полной нашей властью. Ведь, обычно шаман мог применять свои заклинания только в определенном радиусе от себя – зависящем от высоты его положения. Чтобы достать дальше надо было залезать в сторожевую башню, или подниматься на воздушный шар… Да, к тому же, магическая сила на прямую зависела от количества жителей племени на каждой отдельной планете. В конце же – весь мир будет у ваших ног, и вы сможете сделать что угодно, и где угодно! Ну, разве не стоит это того, чтобы пройти путь до конца?