1С представляет: Stygian: Reign of the Old Ones
В этом году 1С показывала на Игромире две игры из тех, что в качестве издателя она «взяла под крыло» последнее время. Одной из них была ролевая игра в духе старой школы Stygian: Reign of the Old Ones. Причём сейчас её
Игра основана на книгах Лавкрафта. Да, опять. И я на самом деле подозреваю, что бум адаптаций, который начался десять лет назад из-за смерти писателя в 1937 году (и ограничения на копирайт в США сроком в 70 лет со дня смерти) далёк от завершения.
Впрочем, созданные Лавкрафтом миры, персонажи и космические сущности стоят проявленного к ним интереса. Атмосфера грани безумия, на которую выходит человеческий разум, пытаясь постигнуть тайны вселенной, особенно те, что не предназначены для человеческого понимания, будет волновать пытливые умы вечно. А сюжеты, придуманные мастером, имеют немало потенциала для адаптаций разного уровня близости к первоисточнику.
Конкретно сюжет Stygian начинается в духе поэмы «Ньярланхотеп». Главный герой встречает некоего мрачного человека (Dismal Man), после чего приезжает в город Аркхем. А потом настаёт «Чёрный день» и наш протагонист неожиданно оказывается в каком-то исковерканном адском измерении. Вместе со всем Аркхемом и его жителями. Что это? У нашего подопечного случился психоз? Или массовая галлюцинация накрыла всех аркхемчан? А может и правда, что говорят на улицах — это не Аркхем, а весь мир рухнул в бездну? А сам город — это всё что осталось от человечества?
Так или иначе, на улицах люди то и дело сходят с ума. Из всех щелей лезут кошмарные твари. И кажется, что над самим Аркхемом нависла зловещая тень, пришествие которой означает нечто ещё худшее, нежели все ужасы сейчас. Вот только нашему персонажу кажется, что если он последует по следам, оставленным Мрачным Человеком, то катастрофу можно предотвратить. А может наоборот — вызвать? Какие правила могут быть в безумном мире?
Геймплей Stygian сделан в духе классических RPG. А учитывая ещё и стилистику, которая старается передать атмосферу начала прошлого века первое что приходит на ум — Arcanum. Правда вид здесь не совсем в изометрии, а скорее сбоку.
Выглядят персонажи немного неестественно, но это даже идёт в плюс атмосфере. Более того, стиль рисовки во многом напоминает старые американские журналы, в которых и печатался Лавкрафт.
Как в Аркануме и других олдскульных ролёвках наш персонаж создаётся в начале игры в весьма детальном редакторе. Можно выбрать и архетип (например, солдат или аристократ), мировоззрение (гуманист, нигилист и так далее) и склад ума (рациональный, эзотерический…). Всё это влияет не только на основные характеристики и навыки, но и возможности по прохождению.
К каждому из восьми архетипов прилагается три дополнительных «предысторий». Аристократ, например, может быть обнищавшим — это уменьшит ваши начальные сбережения, но зато сам протагонист будет лучше в навыке «выживания». А сыщик может быть бывшим копом, у которого выше навык стрельбы, но уже расшатаны нервы (-5 к максимальному рассудку).
Адепт тайного общества (ещё один архетип) сможет найти единомышленников благодаря запретным знаниям. А гангстер лучше поладит с местной мафией (если не натолкнётся на бывшего кореша). Плюс, конечно, стандартный выбор между грубой силой, убеждением, стелсом или магией. Для каждого класса персонажа есть свои проблемы и способы их решить.
Успех ваших начинаний, конечно же, зависит от характеристик персонажа (их шесть) и навыков (их двенадцать), которые тоже задаются при создании персонажа. Хотя если нет желания возиться с двумя десятками параметров ещё до начала игры, можно вообще не создавать персонажа, а выбрать одного из прописанных заранее.
Навыком, отвечающим за использование магии является «оккультизм». А маной для заклинаний служит ваш собственный рассудок. И это важно, поскольку мы говорим о вселенной Лавкрафтовских Ужасов, где на каждом шагу здравомыслие наших персонажей будет подвергаться насилию. Леденящий душу крик безумца, сцена жестокого убийства или жуткое видение — каждое подобное событие будет понемногу проедать шкалу рассудка. И если показатель дойдёт до нуля, это будет конец игры. И даже просто близость к «грани безумия» — уже риск, что в ответственный момент персонаж психанёт. Скажет какой-нибудь бред в диалоге, навлекая на себя гнев NPC или набросится на своих же сопартийцев в бою.
Бои происходят прямо на месте — в тех же локациях, по которым вы свободно бегаете в «квестовом» режиме. Только в бою они разлинованы на гексы. И персонажи «ходят» по очереди.
У каждого есть запас очков действий и в свой ход вы можете делать всё в рамках этого запаса. Несколько раз выстрелить, перезарядить оружие, переместится, прочесть заклинание. Ограничений (вроде, одна атака за ход) на количество действий и порядок — нет. Только общая стоимость в ОД.
Баланс между различными классами здесь тоже соблюдён. Бойцы ближнего боя рискуют и здоровьем и рассудкам подходя к врагам вплотную. Колдовство тащит вас в пучину безумия. Пистолеты — наиболее эффективное дистанционное оружие, но его надо перезаряжать, да и патроны не дешёвые. Хотя можно нанять стрелка в команду — в этом случае платить вы будете только «суточные».
Кстати, деньгами в Аркхеме служат сигареты. Потому что курение восстанавливает рассудок. Как и некоторые другие вещества, которые придётся употреблять, если хотите быть в здравом (более-менее) уме.
А ещё рассудок восстанавливают разговоры. Но только не любые, а связанные с мировоззрением вашего протеже. Так что отыгрывая роль не забывайте, что именно вы прописали своему альтер-эго при генерации. Хотите утешить старушку, сказав что «на всё воля Божья»? Пожалуйста. Но для вас это будут пустые слова. Если только вы не выбрали религиозное мировоззрение — тогда «проповедь» укрепит и ваш рассудок.
По крайней мере я это так понимаю. Примеров данной механики раз-два и обчёлся. И это далеко не единственная вещь, заявленная, но не показанная в демоверсии должным образом.
Например, нет возможности и что-то смастерить. Хотя сбор всякой всячины и упоминание крафта присутствуют и есть отвечающие за это навыки.
При игре за женщину, мы мало того что вынуждены лицезреть мужского персонажа, так и при прохождении нет каких-то отличий, кроме обращения «мадам». Ведь в том же Аркануме, например, женские персонажи имели меньшую силу, но компенсировали это выносливостью. Я конечно понимаю, что сейчас время такое... Но речь-то как раз идёт про начало прошлого века. Женщина, работавшая вышибалой в баре? Сильно сомневаюсь.
А ещё в демо Stygian нельзя выбирать разрешение монитора. Из-за чего на стандартных 5:4 дисплеях экран не отображается полностью и играть в принципе невозможно. Исправить ситуацию можно вручную переключив разрешение на широкий формат прямо в Windows. Однако вместо этого разработчики на форуме советуют… купить широкоформатный монитор.
Что мы в итоге получаем? Получаем игру, которую явно надо взять на заметку всем почитателям Лавкрафта, а также сюжетных RPG в духе старой школы. Первые найдут в ней множество отсылок и возможностей исследовать любимый мир, совсем как в настолках от Chaosium (вообще игры серии Call of Cthulthu действительно стали источником вдохновения, просто разработчики сменили название чтобы избежать проблем с правами). Вторые получат достаточно разветвлённую систему прокачки, при этом в мире коренным образом отличающемся от типичных DnD про эльфов и орков. Да вдобавок и с системой, поощряющий отыгрыш определённой роли.
Сомнение вызывают исключительно амбиции разработчиков, которые запихнули в игру и вариативность и систему «здравомыслия» и крафт и пошаговые бои. Сумеют ли они выдержать качество (и количество) возможностей для игрока на протяжении всей истории на уровне, показанном в демонстрационной части? Большой вопрос, если учесть отсутствие опыта и упомянутые накладки.
Но шанс всё-таки есть, и любителям «погружения» в играх