Оглавление.
Предисловие
Теория
Примеры использования
Факты
«Сделай сам»
Практика
119%
Скала на de_nuke
Почти frogger
Подводные камни
Очевидные минусы
Не все так просто
Послесловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
Что такое кридз (Kreedz)? Вообще это тип игры в Counter-Strike, при котором не нужно стрелять, а нужно на специальных картах (часто сложных) с препятствиями за время дойти до финиша. При чем, очень важно, что никаких специальных настроек не надо — все игроки находятся в одинаковых стандартных условиях Counter-Strike.
Таким образом внимание в игре фокусируется на навыках игрока. Но это обзорная статья и она не предполагает освещение непростого мира кридз, углубимся в идеологию и историю игры в другой раз. :) Вместо этого будет подробно рассказано про использование кридза в обычной игре и о том какие перспективы это открывает перед вами, если вы приложите определенные усилия. В широком смысле кридз — искусство передвижения в игре и даже совсем не обязательно передвигаться быстро, главное — эффективно. Держите эту светлую мысль в голове во время чтения статьи.
Материал расчитан на тех, кто хоть раз запускал Counter-Strike 1.6, т.е. не важно ваше умение стрелять в игре. Курсивом выделены команды, которые надо писать в игровой консоли, подразумевается, что после написания команды, вы нажмете <Enter>. :)
ТЕОРИЯ
Примеры использования
Вы замечали, что на de_dust2 можно прыгнуть с парапета на террористском респе чуть влево и попасть на стену, заняв выгодную позицию? Может быть, вам даже удавалось прыгнуть на de_dust с балкона на ящик или перепрыгнуть на de_inferno с лоджии около террористского респа на груду ящиков? А с бочки на красный тент на базаре cs_italy?
Если вы представляете о чем идет речь, то кое-что знаете о прыжках. Но кридз не ограничивается упомянутыми случаями, это целое искусство передвижения, и чтобы иметь базовое представление о том, чего можно добиться с его помощью, взгляните на картинки чуть ниже. Это вполне осуществимые прыжки начального уровня. Другое дело, что получить начальный уровень непросто, ведь для этого придется рушить целую стену игровых стереотипов, но если вы захотите, то добьетесь еще и не таких результатов. Итак:
de_cbble, прыжок с перил бомбплейса «Б» на высокий ящик, также известен как «cobble jump»;
de_train, много перелетов с лестниц сразу на соседний вагон;
de_nuke, подъем с лестницы вышки на лампу.
Первый прыжок можно уверенно делать после недели-двух нерегулярных тренировок, остальные трюки — дело индивидуальное, вполне может уйти и месяц-полтора на их освоение. Но уже недели через две хороших тренировок вы заметите, что прыжки с картинки ниже не вызывают у вас никаких проблем.
Факты
Согласитесь, чтобы понять красоту шахмат или начать ими заниматься, нужно хотя бы знать некоторые обязательные вещи, например, как ходить фигурами, какова материальная ценность фигур и как расположены клетки на доске. Хоть шутеры и не шахматы, но и здесь есть некоторый набор знаний, необходимый для глубокого понимания игры.
Юнит — единица измерения расстояния игрового пространства, равняется 1/10 длины ступни ангела. :) На самом деле, чтобы определить расстояние в игре, нужно воспользоваться вспомогательными программами, на глаз это определить непросто.
Длина стандартного прыжка вперед с приседанием составляет 215 юнитов. Скорость бега с ножем, пистолетами, гранатами, бомбой, пустыми руками, автоматами с 3-1 (T и CT) по 3-3 — 250 юнитов в секунду. Т.е. не важно, нож или пистолет у вас в руках — их скорости равны. Высота модели игрока — 73 юнита, ширина — 33, высота в приседе — 37, макс.высота, на которую можно забраться прыжком, — 45, а прыжком с приседанием — 63.
(сложно указать правильные точки для измерения, потому что их надо ставить вручную)
Рекорд мира самой простой техникой, которая будет описана чуть позже, составляет 256 юнитов, т.е. 119% от стандартного прыжка, что явно не мало. Вот пример прыжка с использованием этого способа:
Приемами посложнее можно достичь гигантских величин 270-274 юнитов (125-127%), но хоть предела совершенству нет, есть предел человеческих возможностей, так что длина прыжка в CS всегда зависит от человека. Кридз дает бонус при перемещении в CS, а вот как его использовать в обычной игре, и продолжить ли играть в CS с навыками кридз или уйти полностью в кридз — решите вы сами со временем. На этом закончим с цифрами и перейдем к практическим упражнениям.
«Сделай сам»
Игрок в CS получает большое ускорение при стрейфе с одновременным поворотом мыши в ту же сторону. Чтобы убедиться в этом, начните новую игру на карте с большим открытым пространством, например, de_nuke или de_cbble. Затем напишите в консоли sv_gravity 0 (800 по-умолчанию) и подпрыгните — вас подбросит на самый верх карты. Теперь, не нажимая <W>, нажмите <D> и плавно поверните мышь вправо, потом <A> и мышь влево, и повторяйте, пока не надоест. (Цифры на картинке — горизонтальная скорость.)
Отметьте, что вы не нажимали «вперед», т.е. вот оно — ускорение и вы его поймали. Можете летать с бешенной скоростью по карте очень долго, но стоит удариться о стену как скорость падает до нуля почти мгновенно. Поскольку мы изменили лишь гравитацию, то все это работает и в «обычной игре».
Где используется это ускорение и зачем оно вообще? Все по порядку. Для начала вам стоит узнать про вспомогательную технику — fast run или «быстрый бег» из видео ниже, оно на немецком, с середины идет отрывок из фильма «Каждое воскресенье», но это неважно. :)
Для тех, кто не усвоил видео: нажимаете <W> + <D>, поворачиваете мышь на 45° налево, чтобы бежать немного боком, и жмете много раз <D> — скорость больше, чем при простом удержании <W>. (Или <W> + <A> и мышь на 45° направо, неважно.) Fast run позволяет бежать со скоростью 260-265 ю/с, что составляет 106-110% от обычной скорости. Удивлены? А никто этого не скрывал, просто вы не спрашивали. :) Если просто зажать <W> + <D>, скорость остановится на отметке 248 ю/c, так что пользы в этом нет.ПРАКТИКА
119%
Итак, вы уловили суть? Надо дать себе ускорение в прыжке. Эта техника называется longjump (коротко: lj, лж, лонг) и сейчас вы по шагам научитесь его делать. Сперва поставьте прыжок на колесо мыши: bind mwheelup +jump, это позволит прыгать мгновенно и поможет в будущем в более интересных техниках. Настройки мыши подберите такие, чтобы поворачиваться не молниеносно, а плавно, при очень быстром повороте прыжок сбивается.
Разбегайтесь fast run-ом, пока не наберете достаточную скорость (>250ю/c), по времени это около секунды. Эта фаза называется престрейф (prestrafe). Мышью в конце сильно не дергайте, может потеряться скорость.
Потом одновременно (это важно) крутите колесо мыши для прыжка и отпускаете вперед, плавно разворачиваясь в сторону стрейфа. <Ctrl> нажимайте как можно позже, он прибавляет 20 юнитов к расстоянию, но в воздухе немного замедляет.
Итак, у вас должен получиться лонгджамп с одним стрейфом. Попрактикуйтесь немного, отмечая выстрелами как далеко вы улетаете.
Можете сравнить свой лонгджамп с простым прыжком <W> + <Ctrl> для интереса. Позже добавьте в воздухе плавный перевод мыши в противоположную сторону и нажмите стрейф в эту сторону. Таким образом у вас получится лонгджамп с двумя стрейфами. Добавлять новые стрейфы стоит, только если они будут давать существенную прибавку к дистанции, но пока вам и двух вполне хватит, иначе может получиться как на картинке.
Теперь, вооружившись теорией и небольшой практикой, надо приниматься за настоящую практику. :) Но чтобы овладеть техникой лонгджампа, надо видеть свои результаты, поэтому найдите какой-нибудь кридз-сервер (например, на groza.ru есть два, но вообще их как грязи) и потренируйте там лонгджамп до 225-230, больше — лучше. Как только вам надоест, сразу выходите — не надо тренироваться в убыток своему настроению. Как напрыгаетесь и почувствуете уверенность, попробуйте пройти простенькие карты, если такие будут на сервере. Но самый простой способ опробовать навыки — поиграть на стандартной карте и попробовать самому поискать места, куда сможете допрыгнуть. В любом случае, практика — ключ к успеху.
Скала на de_nuke
Скала на de_nuke почти символ CS, многие пробовали одолеть ее, но получалось это только у терпеливых. ;) Сейчас вы узнаете секрет этой неприступной скалы и сможете побороть ее быстрее.
При прыжке в CS учитываются много факторов, один из них т.н. «edge friction» — трение у края, оно включается, когда между стартовой и конечной точками прыжка есть пропасть больше чем в 64 юнита. Как же оно действует? На подлете к середине дистанции вас начинает очень сильно засасывать вниз, убивая ваш замысел долететь дальше. Спрыгните с высокого здания на cs_assault и вы поймете, что это. Это не совсем реалистично, но такая механика игры и от не никуда не деться. Хотя нет, есть способ! Надо сделать лонгджамп за 10-13 юнитов от края, чтобы edge friction не включился.
Этот прыжок называется high jump и, к слову, рекорд мира в этой дисциплине составляет всего 243 юнита. Да, почти все прыжки в игре такие, просто мы этого не замечаем из-за небольшой дистанции. Как вы догадались скала на de_nuke — high jump, при том сложнее, чем обычный HJ.
Как видно из скриншота, расстояние не такое большое, но трудность составляет именно этот подъем в 32 юнита. Чтобы считать, что вы всегда сможете «сделать» скалу, прыгните 10/10 раз на нее, потом еще раз, после получасового интервала. Помните, что скала успешно вступит в вашу игру, если этот тест на скалу вы пройдете с результатом больше 5/10.
Почти Frogger
Наверняка вы слышали об этом стиле прыжков, но что же это? Фактически, это серия лонгджампов с одним-тремя стрейфами, которые выполняются сразу по приземлению с помощью колеса мыши. Скорость особо не страдает, а зачастую она даже выше, чем скорость бега, но главный плюс банни хопа (далее «бхоп») в том, что с ним забраться в разные непростые места становится проще. Кстати, edge friction не работает при его использовании.
Есть несколько видов бхопа, например, duck bhop (ducked bhop) и stand up bhop (sbj, sbh). Первым можно быстро перемещаться под вагонами на de_train, просто-таки летать по трубам de_nuke, проскакивать в окно желтой будки на de_nuke или в дыру в стене бомбплейса «Б» на de_dust2 — применений масса. Но чтобы научиться правильно выполнять duck bhop, надо потратить время на освоение простого бхопа и только потом браться за этот вид. Stand up bhop дает очень большой плюс, но тоже сложен в освоении, так как это следующая ступень бхопа после duck bhop-а.Он дает бóльшую, на 1-2 юнита, длину прыжков, чем обычный бхоп, но самое главное, с ним можно прыгать с той же скоростью по более высоким препятствиям. Бхопом без приседания можно запрыгнуть на высоту до 34 юнитов, а stand up bhop-ом можно брать препятствия вплоть до 53 юнитов.ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Очевидные минусы
Хоть лонгджамп можно использовать часто и он будет работать вам на пользу (удержание точек в не стандартных местах), применять бхоп можно только в исключительных ситуациях и только если вы уверены в том, что делаете. Например, когда вы точно знаете, что враг близко, можно обмануть его звуками бхопа. Но он может внезапно выйти на вас, поняв, что вы мудрите и тогда вы «бесплатно» умрете, не поборовшись за свою жизнь — в воздухе не постреляешь.
Да, бхопом можно очень быстро огибать некоторые сложные углы, вроде центральных ворот на de_dust2, или пропрыгивать в узкие окна или трубы, но все это требует уровня владения кридзом выше среднего, чтобы проделывать эти элементы естественно, не напрягаясь. Поэтому здесь есть определенная сложность: не каждый готов много играть в кридз ради превосходства в движении в обычной игре. Но если вы такой человек, то наберитесь терпения и через некоторое время вы сможете ломать тайминг многим людям. :)
Не все так просто
И в заключение, несколько скриншотов с трюками, которые можно провернуть, играя в кридз на действительно высоком уровне.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Если вам хочется прыгать на домашнем компьютере, сделайте свой локальный сервер и прыгайте там. Это бесплатно и требует небольших технических познаний. О том, как это сделать попроще, написана не одна статья, стоит поискать, в крайнем случае скачайте готовый сервер и добавьте
В этой статье описаны не все техники, а только самые распространенные, в следующих будет показано как выполнять более интересные приемы. Ждите. :)
Выражаю огромное спасибо моим друзьям за терпение и очень полезные советы, отдельное спасибо Жене. Надеюсь, что смогу помочь тебе в ответ. :)
Автор: righnt0w, мой skype: visual.cookie, пожалуйста, пишите мне, если копируете статью на свой ресурс.
Статья распространяется по лицензии Creative Commons Attribution + NoDerivs (by-nd) — Лицензия «С указанием авторства — Без производных».