Животные
Дикие звери попадутся на нашем пути, когда силы героя еще невелики. Вроде как «потренируйтесь на кошках», — говорят нам разработчики. Мы познакомимся с такими милыми существами, как кротокрысы, огненные муравьи, собаки, радскорпионы, и другими порождениями радиационных мутаций. Некоторые твари похожи — их мы рассмотрим вместе, тогда как остальные удостоятся более пристального препарирования.
Кротокрысы и дикие собаки
Эти два образчика фауны Пустошей вы наверняка встретите первыми, если после выхода из Убежища направите свои стопы к Мегатонне. Днем они роятся у северной стены, а ночью разбредаются кто куда. Кротокрысы также встречаются на станциях метро и в канализации (их гнездо — в Теплых коллекторах, мы там побываем в рамках выполнения задания «Руководство по выживанию на Пустошах»), а собаки шастают по руинам Вашингтона, преимущественно рядом с монументом Линкольна и зданием «Новостей Галактики»; нескольких приручили рейдеры.
В бою они похожи. Разве что кротокрыс имеет пагубную (обычно для себя) привычку атаковать в прыжке, а собаки пытаются окружить сворой. Как тем, так и другим обычно хватает одной пули 44-го калибра в голову. Имейте в виду — несколько кротокрыс не опасны, а вот три собаки — уже неприятность. Больших стай лучше избегать, если только у вас в карманах широких штанин не завалялась пара-тройка мин. Интеллектом псы не блещут, и их вполне возможно заманить на тикающие кругляши.
На тяжелом уровне сложности: кротокрысы все так же слабы, а вот с собачками придется повозиться. Они могут просто закусать незадачливого искателя приключений, а тот и слова сказать не успеет. Против одиночных особей подойдет известный 44-й, а вот стаи нужно будет выманивать на заранее выставленные мины уже с дальней дистанции.
Радскорпионы и их гигантские собратья
Этих мутантов мы знаем с поселка Shady Sands, в котором методично уничтожали их на благо деревни. Или не уничтожали, а взрывали вход в их логово.
Скорпионы бродят по центральной части карты, обычно поодиночке. Небольшое скопление можно отыскать около поселения Гердершейд, что на юго-западе. Советую избегать этого места, потому что скорпионы — сложные противники, благо хоть способность отравлять они потеряли.
Проблемы происходят из-за природной брони. Стрельба в тело из боевого дробовика в упор наносит очень мало урона. Единственное более или менее уязвимое место — жало. С тел обеих особей можно взять ядовитую железу, которая нужна для изготовления бесшумного дротикомета.
На тяжелом уровне сложности: увы, мои любимые мины зарекомендовали себя плохо. Зато можно воспользоваться следующим трюком: обычно около мест обитания скорпионов есть горы, забравшись на которые можно без потерь обстрелять медлительных тварей. Гранаты тоже подойдут.
Болотники
Эти новые для мира Fallout особи, судя по всему, были крабами. Под воздействием радиации и ФЭВ (форсированный эволюционный вирус, он же FEV) они мутировали не сильно, сохранив как панцири, так и большинство повадок — правда, очень прибавили в размерах.
Логово болотников на территории Пустошей — Анкориджский Мемориал у Теплых коллекторов. Впрочем, они на удивление быстро справились с освоением окружающего мира, и, как результат, их можно встретить практически повсеместно там, где есть вода. Чаще всего болотники попадаются в пещерах, но нескольких мне довелось увидеть и в Убежищах.
На Пустоши есть шанс натолкнуться на три вида болотников, один другого сильней. Обычные мутанты атакуют с разбега и размахивают клешнями, у охотников есть щупальца. Король не пытается сблизиться: в его арсенале — звуковой крик; но и помахать когтями он при случае может. У всех есть одно общее свойство: большая часть тела хорошо защищена. Уязвима только морда, но из-за особенностей болотников попасть по ней сложно. Отыграетесь на королях — они не переносят атак в ближнем бою, да и в целом куда слабее сородичей.
На заметку: агрессивность бывших крабов можно обратить себе на пользу, если запастись достаточным количеством мин — любых, кроме импульсных. Практика показывает, что болотники чаще всего сближаются по одной прямой, то есть если заблаговременно разложить мины, то мутант до нас не доберется. На короля такая тактика, впрочем, не годится.
На тяжелом уровне сложности: подойдут все те же мины, а если кто-то и выживет, добиваем из дробовика.
Муравьи
По сравнению с остальными животными, муравьи встречаются на Пустоши сравнительно редко. Их огненную разновидность стоит рассмотреть подробнее.
Впервые мы столкнемся с ними в поселке Грейдич, во время выполнения задания «Они!» («Those!»). Заброшенный поселок может стать могилой невнимательного героя, потому что муравьев там много, и они любят нападать большими стаями. Струя огня в лицо — очень, знаете ли, неприятно.
[Fallout 3, скриншот, 280KB]
Некоторые здания уже окончательно разрушились. Другие, наоборот, все еще выглядят жизнеспособно.
От этой напасти толком не защищает ничего. Даже выходец из Убежища в силовой броне Анклава вполне может окочуриться, выйдя против толпы огненных муравьев. Дело не только в том, что огонь сжигает броню, но и в противнейшем свойстве этих особей — привычке стрелять нам в торс. Как известно, персонаж, получивший сильный урон в эту область, падает на землю и несколько секунд тратит на то, чтобы встать. В это же самое время приваливают еще несколько муравьев, герой опять падает, и так продолжается до его бесславной кончины.
Впрочем, есть довольно эффективный способ с ними расправляться. Надо стрелять в «антенны», после чего муравьи начинают нападать на своих же. Попасть в усики затруднительно, но, поверьте, результат того стоит.
На тяжелом уровне сложности: вот где фауна Пустошей с лихвой отыграется на герое за все предыдущие прохождения! Забудьте про мины и бой на близкой дистанции: чуть ли не единственный метод — бегать кругами и стрелять по усам.
Животные, которых мы не рассмотрим в отдельной главе, — дутни и яо-гаи, но лишь по причине их сходства с остальными образцами вида. Первые неустойчивы к любым видам урона, вторым очень не по нраву огонь и заряд дроби в морду. А нам пора переходить к куда более опасной и большой группе — мутантам.
Мутанты
С этими товарищами мы будем сталкиваться повсеместно. У того, кто полезет мародерствовать в окраинах Капитолия, быстро отобьют к этому охоту супермутанты. Путешественник, ищущий в поселке Олд-Олни прототип медицинской силовой брони, несомненно натолкнется на когтей смерти, а на любителей метро бросаются дикие гули. Любителей поиграть в дополнение The Pitt радушно встретят трогги.
Мутантов в игре великое множество, и практически каждый вид уникален. А начнем мы, конечно, с наших давних недругов...
Супермутанты
Когда двести лет назад скромный ученый Ричард Грей отправился в путешествие вместе с торговцем Гарольдом, он, конечно, и представить не мог, что именно из-за него мир Пустошей пополнится целой армией злобных существ. Но после посещения военной базы Марипоза (а точнее, падения в чан с экспериментальной версией FEV) у него в корне изменились взгляды на мир, который, по мнению новоявленного Повелителя, следовало объединить под эгидой Единства (Unity). Что было дальше, мы знаем.
Удивительно, что спустя двести лет после гибели своего создателя и мирной жизни в городах с людьми целые полчища супермутантов сохранили воинственность и экипировку. Впрочем, в Fallout 3 мы сталкиваемся не с мутантами «Повелительского разлива», а с новой породой, выведенной в глубинах Убежища 87. Они бегают не только там, но успели расселиться по всей Пустоши.
Супермутанты делятся на четыре группы: обычные, бестии, мастера и бегемоты. Первые ходят обычно с деревянными досками или охотничьими ружьями (как максимум — достанут где-нибудь штурмовую винтовку) и начиная с того момента, как у вас окажется мало-мальски стоящее оружие, не представляют никакой опасности. Бестии носят броню, и это довольно неприятно: среди прочего эффективность выстрелов в голову сильно падает. Тут лучше запастись боевым дробовиком или лазерной винтовкой.
Мастера носят старую армейскую форму — их легко можно опознать по армейской шапке пилота. Их основное оружие — китайские автоматы (очень серьезный урон), но не побрезгуют и тяжелым оружием. Лучше всего стрелять в оружие; без него мастер не опасен.
И наконец, бегемоты встречаются в строго определенных локациях и вооружены, как правило, гигантскими дубинами. Мы ее взять, конечно, не сможем, но обычно на теле каждого бегемота лежит довольно неплохая добыча: от многочисленных крышек до ядерных зарядов. Один точный выстрел из «Толстяка» гарантированно стирает чудище с лица земли.
Вот список локаций, на которых они прячутся:
Эвергрин-Миллз, сидит в клетке.
Здание «Новостей Галактики», во время выполнения одного из мини-заданий.
Здание «Новостей Галактики», во время прохождения основного сюжета.
Такома Моторс, парковка.
Капитолий, западный вход.
На тяжелом уровне сложности: лучше всего пользоваться природной тупостью обычных мутантов: мины все так же эффективны. Если вы встретите патруль монстров прямо в Пустоши, попробуйте забросать их гранатами или же воспользоваться снайперской винтовкой. В любом случае — не приближайтесь к ним близко!
С бестиями и мастерами труднее. Тут очень пригодится Фокс: пока он изображает Александра Матросова, мы можем обойти монстров с фланга, а там уж ничто не воспрепятствует справедливой расправе. Если же зеленого добряка у вас в команде нет, то нужна как минимум связка гранат или ракетница. Ну а бегемотам потребуются уже два снаряда из Fat Man.
Когти смерти
Подутратив боевую хватку в Fallout 2, эти мутировавшие хамелеоны снова агрессивны и сильны. Чаще всего их можно встретить в поселке Олд-Олни, но и Анклав очень любит возить нескольких с собой. У мутантов есть и свое собственное логово, но остатки правительства США после посещения нашим героев Рейвен-Рока устроят там массовую чистку.
Случай из практики: выстрел из довольно потрепанного «Толстяка» наносил 600 очков урона, я был в силовой броне. Коготь смерти не только пережил «артиллерийский залп», но искромсал меня, пока герой доставал боевой дробовик.
Главный совет — держитесь от них подальше. Из их лап и нескольких деталей можно изготовить специальную перчатку для ближнего боя. Перчатка эта очень опасна, но с ремонтом случаются проблемы — еще бы, ведь для этого нужно убить еще одного «хамелеона».
Это интересно: прототип медицинской силовой брони, что лежит в канализациях Олд-Олни, стоит затраченных на его поиски усилий. Мало того, что он постепенно вырабатывает Мед-Х, так это еще и единственная в игре броня, говорящая с героем.
На тяжелом уровне сложности: перед тем как на белом коне заезжать в Олд-Олни, задайте себе два вопроса. Первый: а мне точно нужна эта перчатка? И второй: какое похоронное агентство выбрать?
Нет, серьезно. Самый приемлемый метод — забраться на крышу одного из домов и методично усыпать землю снарядами из «Толстяка». Можете попробовать найти на западе поселка баррикаду — она тоже дает фору во времени, достаточную на как минимум одного когтя.
Кентавры
Остатки некогда великой армии Повелителя. В первом Fallout их роль сводилась к сопровождению супермутантов на патрулях и заданиях, а также охране последних рубежей Собора. Практически то же самое они делают и здесь.
Наибольшая концентрация кентавров — в центре юго-восточной части Пустоши, у скоплений супермутантов. Они эдакие «сторожевые псы» у собратьев, оповещающие их об опасности. В связи с этим одинокого кентавра встретить на Пустоши можно довольно редко, и если он у вас показался на горизонте, то, скорее всего, патруль супермутантов тоже где-нибудь неподалеку. Пять-шесть кентавров можно встретить в Убежище 87.
Для странника начальных уровней кентавр — довольно неприятный противник, но к шестой планке опыта он уже перестанет быть опасным. Атакует с дальней дистанции (плевки кентавра слегка отдают радиацией), но при этом медленно идет на сближение — что дает нам прекрасную возможность его обстрелять, пока он неуклюже шевелит ногами.
И еще — большой, грузный, неповоротливый кентавр так и просит: «Гранату мне, гранату!» Подойдут и мины, если таковые имеются. Набрать взрывные устройства в огромных количествах можно в городке Минное поле, что на севере Мегатонны. Туда нас занесет во время выполнения задания «Руководство по выживанию на Пустошах».
На тяжелом уровне сложности: используется все то же самое.
Дикие гули
ти милые парни появились на свет оттого, что дверь в Убежище 12 в свое время не закрылась, оставив население один на один с атомными бомбами. Вот тогда и возникли первые гули, пока еще не дикие, но не очень дружелюбные — вспомним зловещего Сета и раскол в Некрополисе.
Многих мертвяков радиация исказила настолько, что они утратили всякую способность мыслить, — они поселились на станциях метро и на старых заводах. Впрочем, хоть какие-то остатки разума они сохранили — своих «цивилизованных» собратьев дикие не атакуют.
На заметку: чтобы они нас не трогали, нужно выполнить задание «Тенпенни-Тауэр» («Tenpenny Tower») в пользу гулей. Их предводитель Рой выдаст нам маску, которая имитирует лицо, искаженное радиацией, и дикари не будут обращать на нас внимания.
Основной метод борьбы с дикими гулями — залп из дробовика в любую часть тела. Обычные умирают сразу, а вот разновидности «бродяги» может потребоваться и несколько выстрелов. Кроме того, в эту компанию затесались наши старые знакомые — светящиеся гули. Они настолько мутировали под воздействием радиации, что уже сами ее излучают. На этих лучше выходить с чем-то помощнее: например, с боевым дробовиком или китайским автоматом.
На тяжелом уровне сложности: мины, мины и еще раз мины. Комбинация из боевого дробовика и нескольких тикающих бомб работает идеально при любых условиях.
Обитатели The Pitt, трогги, по понятным причинам угрожают только любителям погулять по Питсбургу. Это, если можно так выразиться, «дикие гули 2.0» — они похожи на людей и так же пугающе выглядят. Против них нужно использовать дробовик, а если его вдруг не окажется, то сойдет и автотопор. Будьте терпеливы: иногда целые группы троггов можно убить, используя скрытную атаку.
Роботы
Первым механизмом, которого мы встретим на Пустошах, будет протектрон — самый слабый из всей группы роботов. Он стреляет из лазерного пистолета и сам легко отключается после пяти-шести выстрелов из любого энергетического оружия. На старом заводе «Роб-Ко» множество протектронов, но их можно отключить с помощью центрального компьютера.
Это важно: на спине у всех роботов есть боевой ограничитель. Отключаем его — механизм бросается на своих.
Роботы марки «Мистер Храбрец» сторожат военные склады и небольшие армейские тайники. Они уже много сильнее тех же протектронов и могут обдать неосторожного путника струей огня, а при случае и пострелять плазменными патронами, словно из винтовки. К тому же броня у них довольно крепка, и не каждое оружие способно ее пробить — лучше всего действует плазменная винтовка. До появления плазмы подойдет и дробовик. Главное — подойдите поближе. И, кстати, стрельба в сенсорный модуль, вопреки ожиданиям, не дает ничего существенного.
Наши давние знакомые «Робомозги» перекочевали в Fallout 3 с минимумом изменений. Несколько выстрелов в голову — и все, нет охранника. Стреляет обычно из лазерного пистолета.
И наконец, роботы-охранники вооружены пулеметом или энергетическим и тяжелым оружием (варьируется от модели к модели). С ними и путешественник двадцатого уровня не всегда способен справиться. А вот наш любимец Фокс справляется с ними так, что любо-дорого посмотреть.
На тяжелом уровне сложности: есть два варианта. Либо после появления на сцене лазерного ружья мы спешно поднимаем навык энергетического оружия, либо берем способность, позволяющую отключать роботов, если успешно подкрасться. Она себя окупит: если через протектронов и «мозгороботов» прорваться вполне реально, то уничтожить в честном бою охранников и «Храбрецов» очень тяжело. Импульсные гранаты и мины — тоже выход, пусть и не такой действенный.
За гранью детального разбора остались разве что турели, но они обычно отключаются с ближайшего терминала при развитом умении «Наука». Пора переходить к самой многочисленной и опасной группе...
Люди
Homo sapiens в игре превеликое множество, и практически каждый вид противников уникален. Например, клоны из Убежища 106 носят с собой револьверы 44-го калибра, а у рейдеров довольно часто находятся гранатометы.
Впервые человека придется убить уже в Убежище 101. И будет это охранник Убежища, мешающий нам улизнуть из-под власти Смотрителя. Они вооружены резиновыми дубинками (осторожно — встречались и пистолеты калибра 10-мм) и носят очень неплохую броню — отличное подспорье в начале игры.
После того как мы выйдем на просторы Пустоши (а про The Pitt и говорить не стоит), рейдеры будут нападать на нас с пугающей частотой. В большинстве случаев защищены и вооружены они средне (как максимум, удосужатся ограбить армейский склад и достать оттуда штурмовую винтовку), но попадаются и образцы с гранатометом — этих надо опасаться как огня. Самое слабое место — голова. Выстрел из снайперской винтовки или очередь из автомата гарантированно убивают бандита.
В заброшенных Убежищах мы повстречаем сумасшедших выживших и клонов Гэри. Первые ходят со свинцовыми трубами и слабы здоровьем, а вот у вторых имеется револьвер 44-го калибра, и разговор с ними должен быть коротким.
Рано или поздно мы столкнемся с солдатами, учеными и офицерами Анклава. К сражениям с ними нужно отнестись со всей серьезностью — солдаты ходят с плазменными и лазерными винтовками, а одеты в броню «Теслы» или в силовую броню Анклава. Лучшее средство против них — та же плазменная винтовка, но любимый боевой дробовик тоже на удивление эффективен. Если вы поборник легкого оружия, то не пропустите винтовку Линкольна в Историческом музее, она подчас превосходит и все энергетическое оружие со своими гарантированными 50 очками урона. Лучше нее только уникальная «Винтовка резервиста», которая имеет повышенный шанс критического удара. Против Братства Стали такие методы тоже годятся.
Офицеры стреляют из плазменных пистолетов, но часто промахиваются. Ученые чаще всего просто убегают от нас, так как совсем не умеют защищаться. Все они распространятся по Пустоши после посещения нашим героем Рейвен-Рока. Рекомендую повременить с этим — натыкаться на блокпосты и патрули остатков правительства США неприятно для здоровья.
И наконец, наемники компании «Коготь» нападают на персонажа с высокой кармой и встречаются у Капитолия, где ведут бесконечную войну с супермутантами. Однако их база — форт Баннистер, там они просто кишат. Каждый облачен в неплохую боевую броню «Когтей», а вооружены обычно хорошим легким оружием — штурмовыми винтовками и боевыми дробовиками. Схватка с ними на ранних этапах может закончиться плачевно, но ближе к последней планке опыта они уже не смогут причинить существенный вред. Их оппозиция — «Регуляторы» — мало чем отличается.
На тяжелом уровне сложности: против групп Анклава идеально подойдет снайпер: он и мины разложит, и много критических выстрелов совершит. Если вы на возвышенности, то не стоит брезговать и гранатами.
«Когти» с «Регуляторами» слабо защищены, но стреляют больно. Их лучше убирать с дороги быстро: хорошо подойдет ракетница или скорострельный лазер.
Источник: