Симпсонам исполняется 20 лет!
Идея создания сериала осенила Мэтта Гроунинга, когда он зашёл в офис Джеймса Брукса, чтобы предложить серию короткометражных анимационных работ. В то время он был известен как автор популярных комиксов «Жизнь в аду» и собирался предложить именно их, но в конце концов передумал, чтобы не лишаться прав на комиксы.
Ему было нужно что-то новое, и тогда он наспех набросал план сериала о жизни американской семьи. Гроунинг назвал персонажей в честь членов собственной семьи и сделал их жёлтыми, чтобы выделить среди остальных.
«Я знал, что «Симпсоны» будут иметь успех, но не думал, что он будет таким долгим», - признался как-то создатель сериала Мэтт Гроунинг.
За все время существования «Симпсонов» посмотрели зрители более чем в ста странах, а его персонажи превратились в настоящих медийных звезд. Это самый продолжительный мультфильм в США: в 97-м году он обогнал по количеству серий «Флинстоунов», в 2004 – оставил позади «Скуби Ду». И побить этот рекорд в ближайшее время вряд ли удастся, ведь новые серии (всего их более 400) снимаются до сих пор.
15 минут и 20 лет
Строго говоря, «Симпсоны» появились еще в 87-м, но тогда это были лишь тридцатисекундные эпизоды в «The Tracey Ullman Show», а не полноценные серии.
До «Симпсонов» Мэтт Гроунинг занимался тем, что рисовал комикс под названием «Жизнь в аду» ("Life in Hell", персонажи которого - кролики Бинки и Шеб — сделались со временем невероятно популярными и были «приглашены к участию» в «The Tracey Ullman Show» на канале Fox. Коротенькие заставки с ними должны были заполнять паузы в программе. Но вместо кроликов в эфир попали Симпсоны: в какой-то момент Гроунинг сообразил, что подписание контракта с каналом лишит его прав на собственных «питомцев», и заменил их буквально за 15 минут придуманными персонажами.
Имена Симпсонам достались от членов семьи самого Гроунинга: Гомер и Мардж – это имена его родителей, Лиза и Мэгги – сестер. А вот имя для Барта возникло как переиначенное английское слово «brat». По словам Гроунинга, «назвать ребенка» Мэттом было бы слишком очевидным ходом. (Кстати, фанаты подозревают, что имя Гроунинга все же присутствует в сериале: ухо и клочок волос Гомера Симпсона как бы образуют инициалы GM).
В первых сериях «Симпсоны» были нарисованы довольно грубо и даже "неряшливо". Если с кроликами Гроунинг худо-бедно справлялся (потому что их было «легко рисовать», то на новых персонажей его талантов явно не хватало. Первая серия мультфильма даже была забракована из-за плохой анимации, но в итоге все же вышла на экран как последняя серия первого сезона.
Сегодня, кстати, мультфильм делают в Южной Корее. Технология его производства такова: наброски и цифровые рисунки ("animatics") производятся в Лос-Анджелесе, после чего материал отправляют в Южную Корею, где разрабатываются движения героев мультфильма и завершается окраска.
«Типичные американцы»
Если сами Симпсоны появились на свет как проекция семьи Гроунинга, то место действия сериала, городок Спрингфилд, стал одной из самых остроумных и точных проекций жизни Америки. (Кстати, споры о том, где находится «тот самый» Спрингфилд фанаты ведут до сих пор, ведь в Америке существует 121 город с таким названием).
«Хотя сериал «Симпсоны» может показаться просто бездумным развлечением, на самом деле он представляет собой образец самого утонченного юмора и сатиры, когда-либо появлявшихся на американском телевидении... Парадоксальным образом именно фарсовая природа сериала позволяет ему быть гораздо серьезнее, чем другие телевизионные передачи», - считает профессора Виргинского университета (США) Пол Э. Кантор.
Политика Буша, война в Ираке, однополые браки, борьба дарвинистов — лишь немногие темы сериала, разношерстные персонажи которого могли бы и впрямь составить население небольшого города. Так что у противников сериала, число которых росло вместе с числом его поклонников, было немало поводов для недовольства.
Больше всех досталось десятилетнему разгильдяю Барту, против которого однажды ополчилась даже Барбара Буш, и «невежественному» и «глуповатому» работнику атомной станции Гомеру Симпсону. Оба «героя», между прочим, - достойные преемники самого Гроунинга, который тоже не жаловал учебу, считая, что в жизни достаточно научиться читать, и какое-то время работал на заводе очистителем промышленных отходов.
Репутация недалекого лентяя, любителя пончиков и пива не помешала Гомеру стать «Философом десятилетия» по версии журнала «Men's Health».
В сети сегодня существуют целые цитатники его афоризмов, таких как
«Для вранья нужны двое. Один врёт, другой слушает»
«Попытка - первый шаг к провалу»
«Нельзя постоянно винить себя за что-то. Обвините себя разок, и спокойно живите дальше»
«Чтобы тебя любили - приходится быть со всеми хорошим каждый день. Чтобы ненавидели - напрягаться не приходится вообще»
В этой иронии, направленной одновременно на персонажей сериала и на зрителей, возможно, и кроется главный успех «Симпсонов». Они все время как бы балансируют на грани, давая понять, где эта грань находится, но так за нее и не заходя.
С одной стороны, Симпсоны не так глупы и злы, чтобы вызывать неприятные эмоции, с другой - не так уж умны и благородны, чтобы мы не могли взглянуть на них свысока. Здесь намешано понемногу и глупости, и жестокости, и тепла человеческих отошений — всего того, что уже двадцать лет заставляет нас смеяться и задумываться о самих себе.
Лучшее шоу
«Ни в сладостных мечтах, ни в самых страшных своих кошмарах я и представить себе не мог, что эту семейку ждет такой триумф", - признался однажды Мэтт Гроунинг, которого сериал сделал мультимиллионером.
Сегодня в «копилке» у «Симпсонов» – 24 премии Emmy Award, 26 - Annie Award, одна премия Peabody Award, звезда на Аллее Славы и даже звание «Величайшего шоу XX века».
Из мультфильма «Симпсоны» смело шагнули в реальную жизнь: они раздают интервью, участвуют в фотоссесиях и журнальных рейтингах. Например, Барт Симпсон вошел в рейтинг «Самых влиятельных персон века» по версии журнала «Тайм» и «засветился» как-то на обложке Rolling Stone, а Мардж снялась в этом ноябре для Playboy.
К юбилею «Симпсонов» появился даже документальный фильм — оскаровский номинант Морган Спарлок изучил культурные последствия «мультэпопеи» и то, как вымышленная семья видела мир в течение двух десятилетий. «Когда они позвонили мне и предложили мне это, я подумал, что это был розыгрыш, и повесил трубку», – говорит Спарлок. «И тогда мой агент перезвонил и сказал: «Нет, нет, это по настоящему», в какой момент я потерял сознание. Потом, когда я очнулся, я позвонил всем, кого я знал, потому что это самое классное, что я мог когда-либо сделать за свою карьеру».