- It's time to kick some ass n' chew bubblegum. And I'm all outta gum
Duke Nukem
Свой рассказ об игровом жанре, имя коему «Великий Аркадный Шутер», мне придется начать со своеобразного средневековья индустрии электронных развлечений. 1998 год. Билли вещает на весь белый свет о чудодейственных свойствах 98-ой «Форточки» не хуже товарища Кашпировского и заставляет поклонников гнуть ложки взглядом не хуже твоей Пифии. Примерно в это время Сергей Брин и Ларри Пэйдж собирают по деталям главную поисковую систему планеты, ради шутки обозвав ее в честь числа, от которого верный ручной калькулятор советского инженера «Электроника МК-52» начинает нервно повизгивать и забираться в дальний угол комнаты. Поводов для грусти также хватало, особенно жителям России, решившим в конце августа посмотреть на цены в магазинах. Закапываться в историю по уши весело, никто не спорит. Но сегодня у нас другая задача – пронаблюдать за великим расколом общежанрового масштаба, случившегося в игровой индустрии.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Каждый спрайт монстра должен изображать скорбь по себе самому
|
Случилось это во времена правления жестокого и беспощадного царя Кармака. С младых годов он заявлял, что шутер не терпит присутствия сюжета, интересных персонажей и заданий, отличающихся от «найди зеленый ключ». И был он прав долго и счастливо. Дилогия
DOOM, изящно громыхая БыэФГой, с первой попытки совершила рокетджамп и приземлилась на верхушке Олимпа, раскидав бензопилой недотеп-конкурентов. Те особо не противились. Транспаранты «
id навсегда», «Ромеро наш пророк», «Кармак - великий кормчий» взвивались до самых небес. Желающим дотронуться до чужой славы Джонни выдавал ежедневный рацион в виде двух десятков дробин в непечатное место. Некоторые товарищи, пожелавшие возлежать рядом с тушкой великого
DOOM’а, отдали свое тело и душу на растерзание
id. Например,
Raven долго следовал за путеводной звездой Кармака, разрабатывая отличные шутеры, отдающие нетленной стариной за добрый десяток миль. Сама Команда-Мечта выпускает на волю увесистую порцию кровожадных строггов в новом шутере с элементами космических морпехов –
Quake. Кажется, что гегемонию Кармака и ко может остановить только грядущий апокалипсис или новый сезон «Дикой Розы», но тут дело принимает неожиданный оборот.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Не, Марио. Не пройдешь...
|
Словно банда байкеров без определенного места жительства, из-за горизонта выворачивают две юные, еще не отдающие колбасными обрезками, компании –
Epic и
Valve. Они следуют по одному пути, ничуть не стесняясь пересекать сплошные, обрисованные хозяином жанра. Вы говорите, сюжет – лишь второстепенная вещица, необязательный эффект, словно тренажерный зал в доме престарелых? Получите, распишитесь. Новые компании ожидаемо привносят новые веяния, которые игроки, словно сговорившись, принимают в широко распахнутые объятья. Замкнутые коридоры эпохи
id переходят в обширные пространства на открытом воздухе, снабженные недурственной графикой. Вместо туповатых обитателей любых кругов ада нам в кошмарах снятся скаарджи – умные и расчетливые монстры из угодий
Unreal. Каждая встреча с подобным космическим хомячком поедает наши нервы не хуже рассказов Эдгара Аллана. Графическое великолепие, саспенс, продуманные до мелочей уровни и неплохой сюжет с легкостью заменяют тупое мочилово в стиле олд-скул. Под занавес года на хардах геймеров прописывается другой эпохальный экшен с приятным уху названием
Half-Life. Описывать его достоинства – только зря переводить время. Про бравого Гордона, его верную монтировку и упыристого Нихиланта не писал только самый ленивый. Скажу одно,
Half-Life первым удостоился звания Великого Сюжетного Шутера. И, словно лидер Сопротивления, будто Камиль Демилен, Гейб Ньюэлл, насвистывая «Марсельезу» повел за собой сотни разработчиков. Наступила эпоха, когда размазывать по стенкам сотни монстров без мотива считалось "не комильфо".
Кармак не скуксился, но стал осваивать иные просторы для творчества. Он плотно ухватился за возможности мультиплеера и мечты о космических кораблях, бороздящих просторы… Жанр Аркадного Шутера осиротел, но ненадолго.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Обменный пункт. Версия Duke Nukem 3D
|
Если заглянуть в 1996 год, то мы увидим, как в наши двери стальными подошвами стучался другой замечательный экспонат игрового формата. Высокий блондин с военной выправкой, четким выражением лица и невероятной страстью к большим пушкам. Большой любитель женских телес и разбитых писсуаров, он разносил ошарашенных инопланетян одной левой. Ногой. Конечно, это Граф Ядреный, Дюк Нюкем, олицетворение моджо с базукой. Величие крутизны, сворачивающей горные хребты одним плевком. Адская смесь Лундгрена, Шварцнеггера и Курта Рассела в одном бодибилдерском теле. Он отправляет врага на тот свет, одновременно зачитывая ему саркастическую отходную (Your face, your ass... what's the difference?). Так в играх появился первый герой, чья харизма спокойно затмевает все остальные элементы игры. Кроме великого и ужасного Истребителя нечистой силы (плевать какого происхождения), его приключения побаловали нас интересным дизайном уровней и невероятным разнообразием аргументов, с помощью которых несчастные захватчики земных женщин убеждались в своей неправоте.
Дюк отправился в заслуженный отпуск, который, правда, несколько затянулся. Призрак высокого блондина в армейских ботинках уже 14 лет витает по сети. Свежие весточки фанаты проглатывают, но радости им это не приносит. Разработка Forever превратилась в натуральный фарс, цирк с медведями. В роли клоунмейстера уже который год выступает забавный дядька Бруссард, который все варит, варит, как горшочек из сказки, но ничего достойного выдать на публику не может. Армия фанатов выросла, бросила погремушки и ушла клерковать по офисам в поисках нового источника бесконечного счастья. Игрожуры презрительно кивают в сторону конторы имени Дюка – не выходит, мол, каменный цветок. Сеть бурлит и регулярно обдает разработчика фекальными массами, что ситуацию никак не меняет.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Еще восемнадцать контрольных – и на боковую
|
Пора обратиться к веку двадцать первому. Веселье и угар постепенно уступало место крикливой серьезности и кинематографичности. Освободи плешивого заложника, разбери по кусочкам наркосиндикат им. Вселенского Зла, вытри слюнявчик и отправляйся в Тобрук или Нормандию, чтобы безысходно помереть (раз двадцать) на подходе к пулеметному гнезду. Разработчики нахмурили брови и стали слепо наделять игры псевдореализмом, превращать их в аналог древнегреческих трагедий. Куда деваться бойцу невидимого фронта, который еще вчера закидывал какодемонов помидорами, а сегодня вынужден вырядиться в серую рясу и брать очередную высоту с грязной винтовкой наперевес. Первую серьезную отдушину в деревянном макинтоше для несерьезных кидалтов пробили хорошо известные товарищи из группировки
Raven. Вместе с указующим Обермайндом они выдумали кровавую бестию, имя которой
Soldier of Fortune. Жаль, что по правилам приличия в концепт веселой мясорубки пришлось вписать сюжет. Но его не забыли сдобрить большим куском бреда, что свело все старания сценаристов на нет. Хитрые разработчики создали целую схему разделки гуманоидных телес. Каждую из 24 зон на теле врага можно отстрелить, разрубить, покрошить, не сильно гнушаясь за свое душевное здоровье. Адепты культа «за милые игры без кровоподтеков и прочей богомерзкой гадости» атаковали
Soldier of Fortune, приписав разработчикам все смертные грехи без права на индульгенцию. Геймерам возмущенные возгласы добропорядочных сенаторов и комитетов были строго побоку.
Но Джон Маллинс, наш протагонист в серии Soldier of Fortune, никак не дотягивался до знамени «Великого Аркадного Героя». Брутальный мужлан нашел свою аудиторию, но на том и остановился. Настоящая легенда в муках рождалась в одной из стран бывшей Югославии, которую массы опознают по неплохим курортам Адриатики и смешной клетчатой форме во время футбольных соревнований. Хорваты из компании CroTeam (весьма патриотично, не находите?) выставили на всеобщее обозрение свой образ Ваньки-Встаньки, совершающего вечерний променад под перекрестным огнем и прикуривающего от трасcов. Сэм Стоун – истинная материализация безвестного сантехника из мифов СССР, который придет, перекроет кран и настучит по жопе разводным ключом. Прямолинейный и крепкий, как стальная рельса, серьезный и принципиальный, как работник НКВД. Герой с огроменной такой буквы «S». Его личным качествам позавидует любой Джон МакКлейн и Крутой Уокер. Солнце скрывается за тучей отстрелянных гильз, несчастные враги превращаются в колоссальное рагу в собственном соку, а шутки Сэма сотрясают стены и наводят ужас на выживших. Последний герой боевика, не иначе.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Почему вы такие невеселые? Щас я вас покривляю...
|
Сторонники безграничного «сурьеза» делают троекратное «кю» и обливают
Serious Sam отборными, свежевыжатыми помоями. Монстры непроходимо тупы, говорят они. Жалуются на нереалистичную баллистику. Клинический сюжет про отошедших от спячки тварей не устраивает ценителей жанра. Сэм лишь кивает головой и продолжает расстреливать критиков из ручного минигана. Эйфория охватывает погрязшую в воинах планету. Говорить о художественной ценности игры – значит напрямую оскорблять Сэма. А он, к сожалению, из взаимоотношений с другими существами распознает только «нужно стрелять» и «можно не стрелять». При неаккуратном прононсе вы рискуете не попасть во вторую категорию. Задача Сэма – нести людям кристально чистый фан без моральных химикатов и сюжетного вторсырья. Второе пришествие только укрепили позиции веселых хорватов. Продолжение стало еще более красочным и не посрамило предшественников. На горизонте маячит силуэт триквела, в котором Сэм, не сомневайтесь, станет еще более Серьезным и вновь попытается размазать нехорошего Ментала по стенке. Он придет, вы еще услышите.
Победный клич братьев-славян из солнечной Хорватии наши разработчики не постеснялись поддержать. За дело взялись разработчики из GSC – закрутили рукава, поплевали на ладошки и давай работать мастерком. Так на свет появился неоднозначный Firestarter. Правда, никого харизматичного на роль Героя найти так и не смогли (зато в списке участников сего мероприятия числится сам Горо, несколько покореженный футуристическими взглядами на жизнь). Да и сражения на открытом воздухе прекратили. Видите ли, переизбыток кислорода может сильно аукнуться производительности игры. Нас посадили в громадные павильоны, напичканные десятками видов монстряк и выдали нестыдный арсенал. Дальше все предельно просто. Местных животных своими ногами не кормить, бегать ровно, не задевая никого на своем пути, ловить бонусы и патроны до финального и победного. Так и приходится, как бешеному тушкану, скакать по закоулкам и устраивать демографический кризис жителям местной глубинки. Геймер с пеной у рта наблюдает за неизменным ростом набранных очков, укладывает на лопатки и усаживает на филейные части боссов и исследует амфитеатры боевых действий от альфы до омеги. Занятие в меру веселое, достаточно животрепещущее, но безыдейное. Не хватает изюма, да и прочих сухофруктов не подвезли.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Если количество нейронов в мозгу Героя превышает численность монстров на экране, значит Великий Аркадный Шутер не удался
|
Отечественную попытку за номером два провели питерские разработчики из студии
Sabre. Не скажу, что они поступили до крайности оригинально. Когда уложили Сэма на хирургический стол и провели экстренную трансплантацию органов хорватского жгуна в тело своего выкормыша. Игра
Will Rock показала, что варварская операция удалась и Уильям Рок, несмотря на остеопороз и выводок багов, таки может стоять на ногах. Остальное было делом техники. Местом нашествия объявили территорию Греции, куда нечаянно вернулись боги и прочие мифические персонажи. Пиршество античных персоналий прервал юный студент с задатками прерывателя пиршеств. Навалял циклопу, оттаскал за волосы Горгону, постучал по коленке Зевсу – что еще для счастья надо? Однако вторичность, скудный арсенал (хотя разброс чувствуется – от саперной лопатки до ядреной минибомбы) и царящее уныние сделали свое дело. Попытка была засчитана, но до взятия высоты оставалось еще полметра.
Добраться до недосягаемых высот пыталась и корейская поделка Nitro Family. На этот раз знакомую механику приобщили к идеологии семейных ценностей. В операции по спасению драгоценного малыша участвуют коренной житель азиатских просторов Виктор Чопски и его законная, но не менее жестокая супруга. Однако тут разработчики допустили серьезную ошибку. Скопировав геймплей, они забыли сделать игру. А носиться по полям неведомых глазу человеческому текстур и грубо вытесанных моделек надоедает мгновенно. Разнообразие стремится к абсолютному нулю, а интерес улетает в форточку. Выстрел в молоко, кефир и ряженку. Называйте как хотите.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Дорогая, я нашел новых клоунов. К ужину приготовлю
|
Казалось, что побрататься с Сэмом не удастся никому. Однако внезапно, из-за польского горизонта, показалась кровавая буря, которой не было подобных. Девелоперы из компании с жизнеутверждающим названием
People Can Fly взлетели на вершину игрового Олимпа с проектом
Painkiller. Игра упорно надевает серьезную маску, но мы то знаем, что это все равно карнавал в парке аттракционов. Дэниел Гарнер, человек с весьма человеческой для Аркадного Героя фамилией, накрепко застревает между Адом и Раем и, в принципе, зря времени не тратит. Немножко поговорив с милыми ангелочками, Дэниел отправляется истреблять бесчисленные орды демонов.
Painkiller дослужился до звания методичного уничтожителя свободного времени за счет ряда мелочей. В первую очередь мы вспоминаем модельный ряд оружия, пришедший в игру с выставки пыточных орудий. Стандартная «единичка» уже вселяет ужас в бессердечные дьявольские тушки. С ее помощью Дэниел устраивает показательные выступления работника пилорамы на заслуженном отпуске. В скором времени за поясом Героя материализуется небезызвестный коломет, стреляющий по строгой параболе чем? Да-да, кольями, родимыми. Феерия с участием бесчисленных толп монстров превращается в тотальную вакханалию, когда геймер осваивает технику совмещения основного и дополнительного режима выбранной пушки. Во вторую очередь мы замечаем необычайно богатый дизайн противников и гигантских (ох!) боссов, не стесняющихся размазывать Героя по ландшафту в виде неровной лепешки (ой!).
Таланты из Речи Посполитой, не долго мучаясь, выпустили дополнение, включающее в себя несколько дополнительных уровней. В одном из таковых геймеру пришлось сражаться с организованной группировкой мертвых солдат советского происхождения на улицах культурной столицы России (да, той, где Бонд с ветерком рассекал на танке). Последовавшие за ним духовные наследники всесторонне ухудшали изначальный концепт, доведя знакомую систему до абсурда в игре NecroVision. Антуражная Первая Мировая едва не закопала славу Великих Аркадных Шутеров, но разочаровываться рано.
Великий Аркадный Шутер. Становление жанра Великий Аркадный Шутер. Становление жанра
Кованые набойки на подошве открывают новые горизонты в дипломатии
|
На горизонте маячит новая игра от мастеров кода из People Can Fly. Bulletstorm – звучное название их нового проекта, отлично характеризует все происходящее на экране. За разнообразие и артистическое мастерство при убийстве врагов нам выдают зачетные очки, стимулирующие нас на великие свершения. Опека от Epic позволит не волноваться за графику, и отработанная техническая сторона позволит крепко схватить за шкирку геймплей. Шквал свинца, бодание ногами, тысячи всплывающих циферек с изумительно идиотскими надписями после каждого убийства – чего еще для счастья пожелать? Разве что эпической схватки с Serious Sam 3. А там может кто еще захочет заслужить звание Великого Аркадного Шутера.
Автор -
Специально для Gamer.Ru