Для начала надо определиться, что же такое вообще нежить. Если говорить максимально широко, это то, что после прекращения своего нормального существования продолжает в том или ином виде активную деятельность. Я настаиваю именно на такой формулировке и считаю неверным популярное определение «нежить – это те, кто умер, но кому не лежится в могилах». Дело в том, что далеко не вся нежить когда-то была живой. Но если говорить максимально упрощённо, то нежить – это живые мертвецы. И никак иначе.
Для удобства классификации имеет смысл разделить неупокоенных на две категории – материальная нежить и бесплотная нежить. Разделение довольно условное, потому что некоторые виды неупокоенных могут быть как облечены плотью в той или иной степени, так и представлять из себя нечто эфирное.
Материальная нежить
1) Зомби – иначе называемые порой кадаврами, мертвяками и ходячими трупами, зомби являются самым известным и распространённым видом неупокоенных. Базово зомби – это просто мертвец разной степени испорченности, которому по каким-то причинам (смотри ниже) не лежится в земле. Обязательные признаки: отсутствие полноценного самосознания и разума, очень высокая «живучесть». Иногда отделённые от зомби конечности продолжают целенаправленно двигаться, что делает расчленение не слишком-то привлекательным способом для уничтожения мертвяка. В зависимости от способа поднятия, зомби могут быть как агрессивными убийцами всего живого, так и послушными слугами. Этих неупокоенных можно разделить на две основные категории:
Зомби магический - труп, оживлённый некромантом или самопроизвольно поднявшийся на кладбище или ином месте захоронения. Зомби магические могут отличаться во многом, быть быстрыми или медленными, сильными или слабыми, практически вечными или разваливающимися через пару дней, но вышеуказанные условия характерны для всех.
Зомби вирусный - труп, оживлённый неким зловещим вирусом. Различные виды вирусных зомби друг от друга отличаются очень сильно, возможна дальнейшая эволюция с серьёзным изменением внешности и физических параметров, а также наращиванием интеллекта. Общий признак: они все были живыми, умерли и были возвращены к жизни. Даже если человек был заражён вирусом и превратился в зомби, это всё равно подразумевает смерть и последующее воскрешение.
Общие рекомендации при столкновении: зомби в большинстве случаев боятся огня и отделения головы от тела, а также разрушения позвоночника и суставов. Если же вам повезло встретиться с мертвяками, отсечённые руки которых бегут к вам на пальцах, отрубленная голова пытается цапнуть за пятку, а слепо бродящее тело упорно не хочет гореть… просто бегите. Быстрые зомби встречаются крайне редко.
2) Скелеты – также называемые костяками и некрисами, ожившие скелеты представляют больший интерес, чем банальные по сути зомби. Хотя бы потому, что нет общепринятного объяснения, каким же образом голые кости крепятся друг к другу. Наиболее логичным представляется следующая теория: магия, оживляющая скелет, формирует своего рода энергетический каркас, скрепляющий кости и приводящий их в движение. Этим легко объяснить и тот факт, что очень часто разбросанные кости живого скелета через некоторое время собираются вновь, вставая на свои места. Важное уточнение: не надо путать оживлённые скелеты и костяных конструктов. Скелет, собственно, когда-то и был скелетом живого существа, а потом его просто тем или иным способом оживили. Костяной конструкт – это создание, составленное из костей и оживлённое магией. Оно может внешне точно повторять, например, скелет дракона или даже человека, но при этом являться принципиально иным видом монстров. Костяки можно разделить на две основные группы:
Скелеты-воины – это условное обозначение, подобные создания вовсе не обязаны именно воевать. Они могут, например, подметать пол в доме некроманта. Я их так назвал просто для удобства. В связи с тем, что скелетов не сковывают килограммы гнилой плоти и мышц, они обычно передвигаются куда шустрее, чем зомби. Стрелы, пули и прочее дальнобойное оружие им практически не страшно. Плюс, чистенькие скелеты попросту более эстетично выглядят, чем те же зомби. Всё это делает их отличными кандидатами на роль солдат и слуг, особенно если удастся сохранить какую-то долю их прижизненных навыков. Довольно часто встречаются даже отряды скелетов-всадников и скелетов-лучников, что подразумевает довольно сложную организацию труда.
Скелеты-маги – это довольно забавная группа, представляющая из себя обычных скелетов, которые, однако, умеют применять два-три простейших заклинания типа огненного шара. При этом особым интеллектом они не отличаются, являясь всё той же тупой низшей нежитью. Эту странность легко объяснить, вспомнив теорию о силовом каркасе, скрепляющем скелеты воедино. В случае со скелетами-магами силовой каркас делается просто гораздо более мощным и насыщенным энергией, благодаря чему обеспечивается запас маны для сотворения тех заклинаний, которые некромант вложит в пустую черепушку. Получается этакий артиллерийский боевой робот.
Общие рекомендации при столкновении: вполне логично, что шпагу, ружьё, копьё или лук против скелета использовать абсолютно бессмысленно (разве что заехать прикладом или рукоятью). Но кости, как их не укрепляй магией, всё равно всего лишь кости, поэтому хороший удар булавой или чем-то ещё тяжёлым и дробящим (да хоть скамейкой) попросту разнесёт скелета на куски. Убегать от этого вида нежити, кстати, не советую – я не зря упомянул, что двигаются они довольно быстро. Да ещё и, как любая нежить, не устают.
3) Упыри (ghouls) – также известные как гули, эти неупокоенные относятся уже к более серьёзной нежити, чем зомби и скелеты. Определяющий признак: они трупоеды, причём отдают предпочтение человечине. Упырями обычно становятся преступники, захороненные не на святой земле или вовсе оставшиеся без погребения, а также фанатичные каннибалы, не брезгающие пожирать ещё живых людей. Обычно они выглядят как высокие и тощие гуманоиды с вытянутыми головами и очень мощными челюстями, прекрасно подходящими для разгрызания костей.
Когти у них не слишком длинные, но острые и крепкие – ими упыри разрывают могилы и рвут тела. Из-за этого (а также из-за привычки мыться раз в пару сотен лет, случайно упав в речку) на их когтях обычно можно найти целый букет всевозможных ядов и болезнетворных бактерий. Впрочем, зубы они тоже не чистят. Да и пахнут они… прямо скажем, не розами. Обычно вони, источаемой упырём, хватает для того, чтобы даже самые крепкие желудком люди наглядно увидели, что они ели на завтрак. Ну а самое страшное – более-менее целые трупы, которые были не до конца обглоданы упырём, через некоторое время сами встанут и пойдут искать себе закуску. Поэтому пара-тройка упырей, дорвавшихся до, например, поля большого сражения, очень скоро превратится в пару-тройку сотен упырей. А это уже очень серьёзная угроза, пусть в одиночку упырь не так уж и страшен хорошо вооружённым людям. Хорошо ещё, что мозгов у этих тварей совсем немного – хватает лишь на то, чтобы изредка не доедать полдник, а оставлять на размножение.
Общие рекомендации при столкновении: важно помнить, что упырь намного сильнее обычного человека, но при этом достаточно уязвим. Потерянные конечности у него заново не отрастут, а отрубленная голова упокоит со стопроцентной вероятностью. Да и особой прытью в бою он не отличается. Главное – не давать им себя укусить или оцарапать и чем-нибудь прикрыть нос, чтобы не задохнуться от вони. Также если упырь не слишком сильно проголодался, то он первым обычно не нападёт на готового защищаться человека – кое-каким инстинктом самосохранения эти твари обладают, да и есть предпочитают уже подгнившее мясо. Так что постарайтесь не быть похожими на труп.
4) Мумии – эти милейшие ребята чем-то напоминают зомби, но при этом куда опаснее. Думаю, все знают, что из себя представляют мумии как таковые. А вот чем страшны их неупокоенные варианты, которые часто встречаются в роли стражей различных гробниц, стоит объяснить. Во-первых, тела мумий хорошо сохраняются благодаря бальзамирующим составам и прочим особенностям погребения, поэтому они в скорости передвижения и точности действий не уступают обычному человеку, многократно превосходя по силе. Во-вторых, встреча с мумией чревата заражением особо пакостной болезнью или наложением проклятия – к охране своих ценностей аристократы и жрецы обычно подходят с выдумкой. В-третьих, мумии очень часто вполне разумны (насколько они психически нормальны – это уже другой вопрос) и поэтому способны на неожиданные хитрости и тактически грамотные действия. Да и прижизненные навыки, будь то умение владеть оружием или магией, со счетов сбрасывать нельзя. В-четвёртых, мумии благодаря пронизывающей их тела магии обладают властью над низшей нежитью, так что можно ожидать встретить и боевые отряды скелетов под их началом. Ну и в-пятых, иногда особо древние и могучие мумии способны рассыпаться тучей песка, стаей скарабеев или скорпионов и тому подобной гадостью, что прекрасно подходит и для нападения, и для спешного отступления.
Общие рекомендации при столкновении: если вам не повезло столкнуться с живой мумией, помните – при всей своей силе физически она представляет из себя лишь высушенный труп, завёрнутый в бинты. Следовательно, она должна прекрасно гореть. Ну и не всегда мумии стремятся убить всех, кто их потревожил. Иногда с ними вполне можно договориться и по-быстрому убраться.
5) Умертвия (wights) – когда некроманту требуются элитные воины для своей армии, он поднимает умертвий. Это восставшие из мёртвых великие воины и древние короли, полностью сохранившие свои навыки и как минимум большую часть разума. Правда, свободой воли они обычно не обладают, становясь очень умными, инициативными, но всё же слугами создавшего их мага. Определяющий признак: сохранившиеся прижизненные навыки, высокий интеллект, полностью или частично вернувшееся самосознание. Обычно они выглядят как скелеты в хорошей броне и с отличным оружием и играют роль личных телохранителей некроманта, элитных бойцов и офицеров. Об умертвиях-магах данные есть, но слишком противоречивые и недостоверные.
Общие рекомендации при столкновении: умертвие зачастую можно перепутать с обычным скелетом, благо, выглядят старые костяки довольно похоже. Однако всё сходство тут же исчезнет, стоит скрестить с ним клинки. Умертвие очень, очень умело сражается, что с учётом огромной силы, неуязвимости к стрелковому и колющему оружию, быстроты и отсутствия необходимости в отдыхе, сне и еде делают его действительно страшным противником. К тому же в его пустой черепушке присутствует нематериальный, но вполне рабочий разум, все знания которого направленны на одну цель. Выполнение приказа хозяина. А характерная для старых костяков уязвимость к дробящему оружию обычно компенсируется хорошими доспехами – да его ещё попробуй, ударь. Поэтому если вы не прекрасный боец или могучий маг, в бою с умертвием вам остаётся надеяться лишь на численное превосходство. Ну и ещё горячо молиться.
6) Ревенанты (revenants) – это довольно необычная нежить, представляющая из себя наглядное воплощении идеи о том, что месть надо подавать холодной. Вот она и приходит, совсем холодная и малость подгнившая, но вполне конкретная. А если проще, то ревенант – это мстящий мертвец. Традиционно он получается из убитого человека, желание которого отомстить своим убийцам дало ему возможность временно обмануть смерть. В результате получается некий аналог умертвия, у которого вместо приказа хозяина в голове одна цель – уничтожение тех, кто отправил его на тот свет. Или их потомков, или родственников – короче, тех, кто с ними связан. Это в случае, если между гибелью и воскрешением ревенанта прошло слишком много времени. Типичный пример ревенанта можно наглядно увидеть в популярном фильме «Ворон». Обычно ревенант помнит и умеет всё, что умел при жизни, но его умственные способности полностью сосредоточены на мести. Очень часто упоминается некая мистическая связь мертвеца и его убийц, благодаря чему он находит цели где угодно. А после того, как его миссия завершается, ревенант упокаивается окончательно.
Общие рекомендации при столкновении: если вы никак не причастны к смерти ревенанта, то можете особо не дёргаться – очень редко мстящие неупокоенные причиняют вред посторонним. Главное, не надо пытаться ему мешать или защищать тех, на кого он нацелен – тогда не поздоровится и вам. Ну, а если его цель – это вы, то смотрите рекомендации по поводу столкновения с умертвием, с учётом того факта, что ревенанты обычно вооружены и защищены тем, что было на них в момент смерти. И не пытайтесь спрятаться, это обычно не помогает.
7) Вампиры – ох, как же я их не люблю… Сейчас образ кровососов настолько обслюнявлен и украшен рюшечками благодаря фильмам, книгам и прочей дребедени, что они уже напоминают не нежить, а скорее каких-то суккубов/инкубов в зависимости от пола. Если же абстрагироваться от этого и попытаться выделить из современных знаний о вампирах рациональное зерно, то их можно разделить на три категории. Для каждой из них характерны несколько общих черт: в той или иной степени им опасны солнце и серебро, они так или иначе обладают врождёнными способностями к гипнозу, метаморфизму, управлению животными и погодой, с возрастом становятся всё сильнее, а также вынуждены «питаться от живых», пафосно говоря. Или, иначе говоря, паразитировать.
Низшие вампиры – большая часть известных по массовой культуре тварей принадлежит именно к этой категории. Эти вампиры внешне слабо отличаются от обычных людей, если не считать острых клыков, бледной кожи и красных глаз. Панически боятся солнца, которое или сжигает их на месте, или оставляет очень серьёзные ожоги. Обычным оружием их убить сложно, но можно – например, отрубив голову или попросту взорвав. Для них смертельно серебро, а некоторые также не могут войти в дом без приглашения, пересечь текущую воду вплавь и не отражаются в зеркалах. Осиновый кол в сердце означает мгновенную смерть. Да и святой символ одной из церквей в руках искренне верующего вампиру может здорово испортить пищеварение. Ну и самое главное – они вынуждены питаться кровью, желательно человеческой, хотя можно и звериной. Сама кровь им не слишком-то нужна, но так проще всего получить то, что им действительно необходимо – жизненную энергию, дающую мёртвому телу иллюзию жизни. Как видите, недостатков у них предостаточно.
Из достоинств же можно отметить теоретически бесконечную жизнь, в несколько раз превышающие человеческую скорость и силу, начатки гипноза (благодаря им вампир может показаться жертве неотразимо красивым или попросту убедить сделать то-то и то-то), умение управлять стайными животными типа крыс, волков и летучих мышей, а также недоступную для большинства неупокоенных возможность испытывать радость от плотских удовольствий. Видимо, последнее как раз обеспечило им такую широкую популярность в массовой культуре. С размножением у низших вампиров дело обстоит неясно – мифическая версия о превращении через укус не выдерживает критики, поэтому за основную принимается возможность обратить укушенного человека, дав ему выпить своей крови. Проживший 3-4 сотни лет низший вампир, при условии регулярного питания и постоянной тренировки своих вампирских способностей, может достичь категории высшего. Однако хорошо, если из сотни низших хотя бы один проживёт достаточно – мрут они как мухи. И это вполне логично, если учесть, что вампиров делают из людей. Представьте – человеку ни за что ни про что дают практически вечную жизнь и кучу сверхспособностей. Причём он для этого не сделал ничего, ему это на блюдечке принесли. Да ещё и поставили перед фактом – мол, раньше ты кушал телятину и пил вино, а теперь будешь пить людей. Они для тебя теперь проходит по категории кормового скота. Много ли людей, обычных, не героев и не святых подвижников, сумеют сохранить в таких условиях человечность? Вот и начинаются кровавые оргии, интриги и разборки между кровососущими… людьми.
Высшие вампиры – а вот это уже совсем другое дело. Высшие вампиры избавлены от большинства слабостей низших – солнце им практически не страшно, святые символы тоже, в дом они могут вломиться когда захотят. Обычное оружие им не опасно в принципе – высшего вампира можно хоть расчленить и сжечь, он всё равно восстанет. Серебро их болезненно ранит, но не факт, что убьёт. Осиновый кол, вбитый в сердце, от силы парализует. И даже крови им не надо – необходимую жизненную энергию высшие вампиры высасывают напрямую, и причём так, что этого даже не заметят. Ну почувствовал себя десяток-другой людей на площади внезапно уставшими – кого это встревожит? К тому же высшие вампиры без такой подпитки могут обходиться годами, если не веками. Есть мнение, что она им для существования вообще не нужна.
Сила и скорость их огромны – высший вампир легко может догнать гоночную машину и поднять её одной рукой. Магические способности тоже растут – они могут наслать бурю или туман, погрузить в сон целый город или поднять мановением руки кладбище. Отдельного упоминания заслуживают их метаморфизм – высший вампир может, к примеру, превратить свою руку в стальной клинок или отрастить крылья, рассыпаться стаей летучих мышей, расплыться облаком тумана или взорваться кровавыми щупальцами. Телепортация, управление тенями и звуками, холодом и ветром – способности высших вампиров огромны и с возрастом продолжают расти. К счастью для смертных, в большинстве своём эти древние чудовища утратили интерес к миру краткоживущих и развлекаются в обществе себе подобных. Процесс размножения у высших вампиров, кстати, примерно схож с таковым у низших, только с одним дополнением - новообращённый высший вампир становится физически зависим от своего создателя, образуется особая связь, позволяющая «мастеру» в любой момент определить, где находится его питомец, чем занимается и о чём думает. Учитывая силу даже юного высшего вампира – вполне разумная предосторожность.
Стрыги – иначе известные как стригои. Это особая группа вампиров, идеологически близкая к упырям – они не только пьют кровь, но и пожирают своих жертв. Есть теория, что такими становятся низшие вампиры, чересчур злоупотреблявшие питьём крови животных. Внешность у стрыг не слишком-то приятная – при желании они ещё могут сойти за человека, но длинные когти и ряды острых зубов скрыть довольно сложно. Живут они теоретически вечно и не боятся серебра и текущей воды, но солнечный свет для них смертелен. Да и с регенерацией у них не так хорошо, даже как у низших вампиров – потерянную конечность, например, они отрастить… может и смогут, но только после очень обильного питания и крайне нескоро. Ну а потеря головы – смерть. С магией у них тоже не всё в порядке – единственное, что им удаётся действительно хорошо, это иллюзии. С их-то внешностью это попросту незаменимо. Зато по физической силе стрыги заметно превосходят низших вампиров, находясь где-то на уровне молодого высшего.
Общие рекомендации при столкновении: низший вампир – противник неприятный, но вполне посильный. Надо лишь запастись серебряным оружием и освящённой искренне верующим священником водой, да постараться не вступать в рукопашную – порвёт. Если удастся выманить его на солнце – совсем прекрасно. Те же рекомендации и для боя со стрыгой, разве что вместо серебра можно пользоваться обычной сталью. Ну а при встрече с высшим вампиром… Вы могущественный маг или обвешанный артефактами с головы до ног воин? Если нет, то вежливо с ним поздоровайтесь и постарайтесь не раздражать. Может, и выживете.
8) Рыцари смерти – если умертвия офицеры армии нежити, то рыцари смерти играют роль полководцев. Некогда великие герои и легендарные военачальники, превращённые в высшую нежить, отнюдь не растеряли ни боевых, ни стратегических умений, сохранив и свободную волю, и собственную личность. Рыцарями смерти становятся или под влиянием мощнейшего проклятия, или благодаря усилиям великого некроманта.
Для того, чтобы понять, что из себя представляет рыцарь смерти, возьмите умертвие и добавьте ему свободную волю, неуязвимость к немагическому оружию, прекрасную защиту от магии, ряд вызываемых по желанию заклинаний (огненный шар, ледяная стена, буран, поднятие нежити и тому подобное), способность убивать просто словом или жестом, умение временно становиться нематериальным и проходить сквозь стены, а также власть над низшей нежитью типа зомби и скелетов. В рукопашной рыцарю смерти попросту нет равных, а благодаря своим магическим талантам он может померяться силами и с очень неплохим магом. Плюс, рыцарь смерти практически никогда не появляется один. Обычно он находится во главе целой армии нежити, возможно, под покровительством кого-то ещё более могущественного.
Общие рекомендации при столкновении: возможно, вам удастся с ним договориться – рыцари смерти вполне разумны, хотя большинство из них сложно назвать психически нормальными. Если не удастся – передавайте привет своему богу-покровителю, вы с ним сейчас встретитесь.
9) Личи – вот мы и добрались до верхушки иерархии. Если коротко, то лич – это маг-нежить. Но это сухое определение совершенно не передаёт того кошмара, который из себя представляет лич. Когда могущественный некромант понимает, что лет-то ему уже много, а умирать как-то неохота, он начинает подготовку к ритуалу личдома – превращения в лича. Сам ритуал проходит по-разному, он может никак не задеть разум и сознание лича, а может изуродовать до неузнаваемости, но результатом всегда являются две вещи: создание талисмана-филактерии и превращение мага в нежить. В ходе ритуала маг отделяет свою душу от тела и привязывает к филактерии, после чего он становится неспособен умереть. Вообще. Если тело лича уничтожают, то душа занимает находящийся рядом с филактерией труп и лич снова в игре. Если рядом с талисманом ни одного трупа не окажется, то за пару недель из частиц праха, которые есть везде, формируется новое тело для лича, которое и занимает душа. Поэтому пока филактерия цела, лич неуничтожим.
А ведь даже уничтожить тело – это само по себе практически невозможная задача. Да, кроме бессмертия, само по себе состояние лича даёт не очень много – возможность парализовать касанием, нечувствительность к боли и холоду, неуязвимость для немагического оружия и ещё кое-что по мелочи. Однако этого вполне достаточно. Представьте себе – просто для прохождения ритуала личдома некромант должен владеть огромными знаниями и редкостным могуществом. А после превращения в лича у него в запасе для самосовершенствования оказывается вечность. Вечность, в течение которой не нужно отвлекаться на еду, сон и прочие досадные помехи. Если вы ищете самого могущественного мага в мире, то с большой долей вероятности он окажется личем. Плюс, учитывая специфику магической школы, требуемой для проведения ритуала, лич всегда будет окружён целой армией самой могущественной нежити, какую только можно представить – вампиры, рыцари смерти, духи, легионы умертвий, некроконструкты и так далее. Единственное, что неясно – гибнет ли лич, если уничтожена его филактерия, а тело цело. По моим расчётам – нет. Я считаю, что филактерия (которой может быть, кстати, абсолютно любой предмет – да-да, даже вон тот пыльный булыжник в дальнем углу столовой) представляет из себя всего лишь якорь, который в случае необходимости ловит вылетевшую из уничтоженного тела душу и не даёт ей уйти за грань, обеспечивая процесс переселения её в новое тело-носитель. Уничтожено тело, цела филактерия – лич возродится. Уничтожена филактерия, цел лич – он создаст новую. Так что для окончательного упокоения лича надо уничтожить и то, и другое, что практически невозможно.
Обычно личами становятся маги-смертные – люди, орки, гномы… Иногда – эльфы, в тех мирах, где они бессмертием не страдают. Однако в принципе личем может стать кто угодно – лишь бы он был достаточно умелым магом. Например, я точно знаю о личе-наге, личе-демоне и даже личе-иллитидском мозге. Однако следует выделить две категории необычных личей, которые сильно отличаются от прототипа.
Драколич – драконы в принципе и так живут вечно, а ещё и становятся всё сильнее с возрастом. Поэтому им требуется серьёзная причина, чтобы становиться личами. И такая причина есть – драколич, сохраняя все изначальные свойства дракона (разум, способность летать, дыхательное оружие, врождённые магические способности и так далее) приобретает ряд уникальных качеств. В частности, дыхание драколича высасывает жизнь из всех, кого оно коснётся, являясь универсальным и очень страшным оружием.
Прошедший трансформацию драколич резко повышает свою и так немалую магическую силу. Ну и не надо забывать о филактерии, дающей дополнительные гарантии того, что дракона не зарежут во сне какие-нибудь залётные охотники за сокровищами. Всё это суммарно делает драколича одной из самых жутких тварей, которые населяют волшебные миры. Однако есть кое-кто даже пострашнее, чем драколич. Это…
Демилич (Demilich) – не путать с полуличем, о котором будет рассказано далее. Название этого вида нежити образовано по аналогии с полубогом (demi-god), и не зря. Внешне демилич представляет собой очень и очень плохо сохранившиеся останки – обычно это один череп, но может быть и какая-то другая часть тела, например, рука. Однако эти самые останки всегда будут украшены хотя бы парочкой крупных драгоценных камней, которые обеспечивают одну из самых страшных способностей демилича – высасывание души, которая навсегда помещается в камень без надежды на освобождение. Её вычёркивают из мироздания, и её не ждёт ни ада, ни рая – только вечное заточение.
Но это лишь одна из списка пугающих сил демилича. Усилием воли он может залить площадь в несколько километров огнём или холодом, поднять легионы мертвецов, остановить время и многое другое. Демилич по сути представляет из себя уже не нежить, а нечто большее – сущность почти божественной силы, свободно путешествующую между мирами и способную занять любой труп в нужном мире, чтобы получить возможность свободно действовать. К тому, что осталось от его настоящего тела, он возвращается крайне редко – и горе тем, кто потревожит смирно лежащий на пыльном постаменте череп!
Правда, тут есть маленькая неясность – а что с филактерией демилича? Судя по свободным путешествиям его души, филактерии у него нет, а единственное, к чему эта самая душа хоть как-то привязана – это останки его тела. Получается, что, если уничтожить эти самые останки, когда душа демилича внутри и активно сопротивляется, то погибнет и сам демилич. Но не стоит считать это его слабостью – для того, чтобы хотя бы поцарапать его, потребуется магическое оружие титанической мощи. А оно, естественно, на дороге не валяется.
Полулич (halflich) – а вот это создание – то, во что может превратиться маг, если проведёт ритуал личдома неправильно. Его душу разорвёт на куски, а жалкие осколки былого навеки будут прикованы к иссушённой оболочке, бесцельно бродящей по миру. Крохи разума, крохи памяти, крохи силы и магии… Жалкое, по сути, зрелище – хотя не надо его недооценивать, этот нелепый шатающийся труп всё ещё может зарядить чем-нибудь типа цепной молнии или исторжения души. Просто так, на старых рефлексах.
Общие рекомендации при столкновении: от полулича лучше убегайте. При встрече с остальными попытайтесь договориться, всё же это разумные существа. Если не выйдет – не факт, что вы даже сможете передать привет своему богу-покровителю, потому что при встрече с демиличем посмертия у вас может и не быть.
Бесплотная нежить
1) Призраки (ghosts) - это очень обширная категория, к которой относится всё, представляющие из себя отпечаток личности, события или предмета, которых уже нет. По тоннелю проносится полупрозрачный поезд? Призрак предмета. На поле давней битвы гремит оружие и раздаются команды? Призрак события. В древнем замке люди умирают, заслышав жуткий крик баньши? Призрак личности. В этот пункт я скопом определяю целый ряд призраков, начиная от безобидных явлений, которые разве что своим внешним видом испугать могут, и кончая смертельно опасными баньши. Их объединяет один определяющий признак: они когда-то были, их теперь нет, и призраками они стали не благодаря собственным усилиям, а просто так сложилось. Да, некоторых призраков можно сотворить и искусственно – тех же баньши, например, но основной способ их возникновения всё же естественный. Где-то что-то не срослось, кого-то куда-то не пустили, у кого-то остались какие-то незаконченные дела – и вуаля, готов призрак.
Общие рекомендации при столкновении: так как призраки бестелесны, в большинстве случаев с ними ничего не сделаешь. Да и не надо обычно, в общем-то. Если приходится отбиваться от баньши или чего-то пониже рангом, но не менее агрессивного, то очень желательно иметь магическое оружие, кого-то знакомого с боевой магией или некромантией, или, на худой конец, твёрдого в вере священника. И затычки для ушей.
2) Тени – вы никогда не задумывались, а не надоело ли вашей тени послушно повторять ваши движения? И почему это она так часто прячется у вас за спиной? Ах, свет так падает… Может быть, может быть. Но может быть и так, что ваша тень в один прекрасный день откроет глаза и вцепится вам в горло. Эта нежить, порождение первостихии Тьмы, крайне опасна именно тем, что вот её нет – а вот она уже есть. Внятного объяснения их возникновению я не нашёл, просто иногда, в самые тёмные ночи, в некоторых домах гаснет свет – а наутро там не оказывается никого живого.
Общие рекомендации при столкновении: эти твари боятся прямого света, поэтому порой хватает всего лишь вовремя включенного фонарика. Но хуже всего то, что времени включить фонарик, да и вообще осознать происходящее, у вас может уже и не быть.
3) Духи (wraiths) – одни из самых могущественных бестелесных неупокоенных, отличающиеся от большинства других тем, что они создаются целенаправленно и обладают практически полной свободой действий в материальном мире, сами будучи при этом нематериальными. То есть дух может схватить человека за горло и задушить, а при попытке оттолкнуть его руки жертвы будут проваливаться в пустоту. Но, естественно, духи действуют отнюдь не так грубо – они умеют буквально высасывать жизненную энергию из смертных, оставляя лишь пустые оболочки, владеют мощной магией, включая некромантию, могут проходить сквозь стены и превращать тени в оружие.
Обычно их целенаправленно создают из живых людей с целью получить могущественного слугу, а некоторые некроманты, недостаточно умелые для проведения ритуала личдома, но не желающие умирать, могут превратить в духа самих себя. Зачастую духи носят вполне земную одежду (доспехи, балахоны и так далее) и пользуются материальным оружием (зачарованные мечи, косы), но легко могут обойтись и без этого. К тому же духа очень сложно уничтожить – они вполне разумны и уязвимы только для очень сильной магии. В большинстве случаев их удаётся лишь временно развоплотить, лишив возможности взаимодействовать с материальным миром.
Общие рекомендации при столкновении: если вы не владеете сильной магией или магическим оружием – вы покойник, что бы вы ни делали.
Надеюсь, моя статья вам понравилась и вы смогли узнать что-нибудь новое для себя. Мир нежити таит ещё много тайн, и, возможно, я ещё вернусь с рассказом о не столь распространённых, но не менее зловещих созданиях.