Которая игрой и не была…
В научной фантастике нередко встречаешь придуманные игры, начиная с трехмерных шахмат в Стар Треке до военно-полевой приключенческой игры, в которую, пришлось сыграть бывшему терминатору-губернатору в фильме «Бегущий человек».
Идеи некоторых таких выдуманных игр очень интересны, и об одной из них, я и хочу рассказать в этом посте.
Речь пойдет о романе «Игрок» британского фантаста Йена М. Бэнкса, а именно о его сюжете и об тесно связанной с ним одной игре. Это роман входит в серию романов об анархо-гедонистической (это не моё определение) межзвездной цивилизации - Культуре.
В этой серии романов представлен довольно утопический мир будущего, в котором люди работают по своему желанию. Все физические работы производят всевозможные машины под управлением искусственных разумов, имеющих равные человеческим гражданские права, а некоторые интеллектуальные работы проводят искины, заменяя, таким образом, людей. Но, так или иначе, все люди в этом мире, хотя бы немного, но работают - просто так принято. Есть также Сверхразумы - ИскИны, дела и думы, которых недоступны даже людям, но они дружелюбны к живым существам, как скажем, дружелюбны люди к насекомым, прыгающим вокруг себя.
Для нас важно то, что в романе описаны множество игр, в которые играют люди и инопланетяне - обитатели искусственных планетных тел в форме кольца или ленты вокруг светил, как настоящих звезд, так и искусственных источников, так называемых - орбиталей. Людям доступны самые разные виды игр (эти игры описаны не только в этом романе, и проходят через сюжетную канву всей книжной серии) - полевые, настольные и в виртуальном мире, основанные как на случайности, так и на строгих правилах.
Но вот, в далеком звездном скоплении Малого Магелланового Облака обнаруживается игра, выбивающаяся из этого ряда развлечений.
Вот как начинается эта интересная книга:
«…Это история человека, который уехал далеко и надолго только для того, чтобы сыграть игру. Этот человек — игрок, которого зовут Гурдже. История эта начинается со сражения, которое на самом деле не сражение, и заканчивается игрой, которая на самом деле не игра...»
Как говорилось ранее, игра является одной из главных героинь романа. Главы об участии героя в главной игре, этом краеугольном камне сюжета, вокруг которого и закручен весь сюжет романа, обрамлены предысторией, вводящей игрока в мир вселенной игры и небольшим грустным послесловием, когда Гурдже возвращается домой в полном упадке нравственных и физических сил.
Главный герой романа с очень длинным именем, которое кратко звучит как – Джерно Морат Гурдже, живущий на одной из орбиталей - Чиарк, является выдающимся известным игроком. Гурдже восхищаются многие люди, инопланетяне, и все они готовы познакомиться и пообщаться с ним. В свете столь прекрасной репутации неудивительно, что военно-разведывательное подразделение Культуры - Особые Обстоятельства выбирает его для роли представителя своей цивилизации на главном турнире экзотической игры.
В какой-то момент с Гурдже разговаривает сначала один, потом другой искин из Особых Обстоятельств, предлагающий ему путешествие в своеобразную звездную империю. И Гурдже, в конце концов, сам высказывает пожелание совершить это путешествие под влиянием некоторых побуждений, не все из которых – добровольные для него.
Какие причины побудили героя совершить это путешествие? Для чего нужна эта поездка Особым Обстоятельствам? И почему приглашен именно Гурдже? Его мысли и побуждения, вся подоплека игр в романе, вложенных друг в друга, все это раскрывается в книге. Не буду останавливаться на этом. Расскажу сначала об игре и только потом немного о них.
В той конгломератной звездной империи была разработана игра, которая создала и укрепила современный административный и правовой костяк империи. Эта игра — абсолютно неотъемлемая часть властной структуры империи. Грубо говоря, дела обстоят так: кто выигрывает в финальном поединке игры, становится императором. А игроки, дошедшие до последних туров, становятся адмиралами, министрами и наместниками завоеванных планет.
Эта игра называется - «Азад». Она столь важна для империи, что последняя и сама называется так же - империя Азад.
И вот решение принято. Гурдже как известный игрок, один из самых сильных игроков своей цивилизации летит в империю Азад, чтобы принять участие в очередном турнире.
В двухлетнем полете в империю Азад в Малом Магеллановом Облаке, он при помощи искусственного разума своего корабля и большой игровой доски, поставленной в одной из частей корабля, обучается всем тонкостям этой игры.
К тому времени, когда он прибывает в империю, он, кажется, понимает игру, но не уверен, что он сможет противостоять противникам, которые изучали ее всю свою жизнь. Власти империи сначала боятся, что как бы Гурдже не показал себя сильнее всех игроков империи и не выиграл в заключительном туре, но после изучения его кажущихся успехов в игре соглашаются, чтобы в их имперской игре участвовал инопланетянин. Что выйдет им, потом, боком.
Немного вводного материала…
«…Термин «азад» (с языка этой вымышленной империи) означает «машина» или даже «система» в широком смысле, включающем любую функционирующую единицу, например животное, цветок, а также сущность вроде искусственного разума или, скажем, водяное колесо. Игре уже несколько тысяч лет, а современную форму она обрела около восьмисот лет назад — примерно тогда же, когда оформилась практикуемая и поныне религия этого вида. С тех пор игра фактически не менялась. Таким образом, ее окончательная форма относится ко времени полного подчинения родной планеты империи — ее название Эа — и первым релятивистским исследованиям близлежащих космических пространств.
Эта сложная игра проводится для того, чтобы определить социальный разряд и политический статус члена этого общества.
Идея игры такова: азад настолько сложен, настолько тонок, гибок, требователен, что его можно рассматривать как максимально точную и правдоподобную модель жизни из всех возможных. Кто успешен в игре, успешен и в жизни; чтобы доминировать там и там, нужны одни и те же качества.
Сложностью игры стремятся представить действительность в такой степени, что в игре может быть выражена собственная политическая и философская перспектива игрока (идея, состоит в том, что конкурирующие идеологии по существу могут быть "проверены" в игре прежде, чем победители смогут применить их в действительности).
Главный герой романа обнаруживает, что игра воплощает предпочтения занимающей высокие должности социальной элиты, укрепляя и поддерживая главенство правящего пола и кастовые склонности империи, замещая ложью справедливость. К слову, главенствующая раса империи имеет три пола, и средний пол является верховенствующим. Эта элита управляет результатом турнира, таким образом, и формой общества империи Азад.
Люди империи с рождения вращаются в атмосфере «азада». Эта игра пронизывает все слои общества. Общество настолько проникнуто идеей игры, что, считая игру «жизнью», члены общества делают ее жизнью. Игра по воле общества становится реальностью. Но если общество и властные структуры империи и ошибаются, то не очень сильно, иначе империя вообще бы не существовала. Немудрено, ведь империя по определению — неустойчивая и нестабильная система, тем более, если она настолько раскинулась по звездным просторам. Азад, похоже, является той силой, что удерживает империю от распада.
Азад — игра азартная, нередко даже на самых высоких уровнях общества. Ставки иногда бывают просто жуткими - престиж, честь, собственность, рабы, услуги, земли и даже «физические обязательства», когда игроки ставят на кон в игре пытки над собой и нанесение увечий.
«Физические обязательства» это более позднее добавление к игре, и правящий класс считает его довольно либеральной уступкой, поскольку теоретически она позволяет бедняку делать ставки на равных с богачом – ведь ранее тот всегда мог сделать ставку, которую бедняк не мог перебить.
Титул императора, конечно, довольно необычный выигрыш в игре. Но игра в азад используется не только для выяснения, кто будет править империей, но и для определения тенденции, которая возобладает в правящем классе, основной экономической теории которой будут следовать власти империи, какие учения будут признаны служителями культа, и доминантных политических идей. Кроме того, эта игра служит экзаменом для желающих поступить в религиозные, образовательные, гражданские, судебные и военные учреждения империи, а также и для карьерного роста…
Хотя в романе не описаны точные правила игры, она, прежде всего, является тактической и играется на трехмерных (почти плоских с небольшим перепадом по высоте) досках различных форм и размеров. Как правило, доски являются достаточно большими, чтобы игроки могли ходить по ним и перемещать игровые фигуры или взаимодействовать с ними.
Число игроков отличается от игры к игре. Это обстоятельство влияет на тактику командной игры, поскольку игроки могут сотрудничать или конкурировать друг с другом. Кроме умения и тактики игроков, на геймплей также могут влиять случайные события (такие как выпавшие карты или результаты других малых входящих в неё игр), что иногда довольно сильно изменяет начальную расстановку на доске и результат основной игры.
В азаде всегда присутствует логика строгих правил, но также есть случайность выбора карт, совместимости карт и места их применения на доске, а также выброса игральных костей при ходах на малых досках.
В игре также присутствует и действует психология игроков - возможность их гениального озарения и глупости ошибок, создания союза между игроками или наоборот противостояния между ними.
…В огромной комнате (скорее в зале), находилась большая игровая доска. Пол этой комнаты был покрыт поразительно сложным, на первый взгляд беспорядочным, абстрактным мозаичным рисунком. Эта доска (для азада) была буйством геометрических фигур и красок; игровое поле распростерлось на пятистах квадратных метрах. Стороны доски тянулись больше чем на двадцать метров. Пол этого зала местами дыбился низкими коническими возвышениями, образуя холмы, а кое-где опускался — то были низины. Если вглядеться внимательнее, то было видно, что холмы вовсе не монолитные, а представляют собой конические наслоения тех же безумных узоров, так что над фантастическим ландшафтом высились связанные между собой многослойные пирамиды. Эти возвышенности и низины добавляли трехмерности полю доски, и еще больше увеличивали её общую площадь. На ярко раскрашенной поверхности доски стояли странного вида игровые фигуры.
В империи есть три главные доски такого размера. Остальные доски поменьше и не так сложны.
В матче игра на главных досках предваряется несколькими младшими играми на младших досках, такими как карточные игры и некими сравнительно простыми играми с игральными костями. Эти игры позволяют игрокам сформировать свои силы (фигуры и их расположение) для игрового действия на трех гигантских основных досках игры (в следующем порядке); Доска Начал (или Происхождения), Доска Форм (или Класса), и наконец, Доска Становления.
Из трех этих основных игровых досок, две являются, по всей видимости, относительно небольшого размера, а последняя доска достаточно большего размера.
Предположительно, в начале игрового матча, на двух малых досках играют стратегическими картами и, возможно, простыми статичными фигурами. На этом этапе матча применяется выброс игральных костей, в зависимости от их выпадения совершаются ходы. Это вспомогательные игры могут предоставить некоторую свободу выбора в использовании биотехов – изменяющихся фигур - на следующей доске. Иногда выигрыш на них важен для игры на большой доске, так как результат игры на малых досках влияет на начальные условия игры на большой доске.
Самая сложная и главная игра матча между игроками в азаде проходит на огромной доске – “доске Становления”, на ней наряду с простыми фигурами и картами, играют и биотехнологическими изменяющимися фигурами.
Из трех игровых полей доска Становления наименее освоенная: в империи не очень хорошо понимают игру на этом этапе и не уделяют ему должного внимания. Для игры на ней требуется большой ум и долгая практика, что доступно не всем игрокам, но обычно игра на ней становится особенно важной в последнем туре, где уже собираются гроссмейстеры этой игры.
В игре используются стратегические карты, разделенные на атакующие и оборонительные типы.
Также карты имеют четыре основных типа стихий – Огня, Воды, Воздуха, Земли, и имеется ещё некая карта-призрак – карта Жизни. Сколько их в каждом типе, на что все они точно влияют, непонятно. Например, комбинация карт Воды и Земли ведет к «заболачиванию» участка доски, что влияет на маневренность фигур и силу некоторых символов? Совмещение карт Огня и Воздуха ведет к яростному “пожару”, пожирающему соседние фигуры и т.д. Есть ещё несколько комбинаций стихий.
Видимо при определенном стечении обстоятельств; полученных карт, очков и везении, ту или иную фигуру можно вернуть на доску. Это может быть обмен некоторых своих стратегических карт на одну фигуру.
На доске также есть места как предпочтительные, так и нежелательные для применения карт некоторых стихий. Возможно, есть поля с нанесенными символами этих стихий. При наложении карт одного типа на эти символы или при применении в благоприятном для них месте, действие этих карт усиливается. Эти места и нанесенные на них символы находятся как в низинах доски, так и на “высокогорье” – на возвышенностях доски.
Видимо, при наложении противоположных стихий происходит всплеск энергии, приводящий к изменению положения соседних фигур и значений некоторых полей доски.
На что влияет карта Жизни, также непонятно. На жизнеспособность фигур? На их возрождение?
Также есть специальные «шесты Энергии», подпитывающие фигуры и символы стихий на доске.
В игре используется множество фигур, которыми игрок может представить различные виды войск, ресурсов или даже философские понятия. Некоторые игровые фигуры это генетически модифицированные конструкции - полурастения, полуживотные, которые могут изменять свою форму и характеристики во время игры, согласно их использованию и окружающей среды. Они меняются даже тогда, когда их впервые достают из упаковки и ставят на доску. Они обозначают свои свойства и ценность цветом, формой и даже размером. Возможно, также меняющие свои свойства от соседства друг с другом.
Фигуры отвечают на прикосновение игрока, но их бывает трудно понять - однажды, Гурдже вынужден был взять некоторые из более важных фигур с собой в постель, проведя с ними ночь, чтобы, лучше понять их поведение в игре.
Игроку приходится запоминать фигуры, их возможные ходы, их ценность, наличие или отсутствие симметрии, потенциальную и фактическую нравственную мощь, их пересекающиеся графики силы в зависимости от времени, их возможности в зависимости от положения на доске.
Помимо этого, он должен также долго размышлять над таблицами и решетками, определяющими свойства мастей, цифр, уровней и наборов, связанных с ними карт. Знать, какое место занимают малые доски в большой игре, и как символика элементов на поздних этапах игры согласуется с преобладанием формальной логики на ее начальных стадиях. Попытаться одновременно увязать воедино тактику и стратегию стандартной игры как в режиме один на один, так и в варианте, когда в одной партии участвуют до десяти соперников. И все это — при возможности образовывать союзы, интриговать, вести согласованные действия, заключать соглашения и совершать предательства, допускаемые характером игры.
Игроки могут сами перемещаться по искусственному ландшафту огромной доски, передвигая фигуры, или стоя или сидя у края доски, командовать ассистентами, которые во время очередного хода перемещают игровые фигуры. Также игроки могут передавать свои карты и решения судьям в качестве предстоящего хода. В конце каждого игрового дня судья с помощниками проверяют и фиксируют игровую позицию на доске.
Каждый "Большой Год" империи (равный примерно шести стандартных лет Культуры) на её столичной планете Эа проходит первый отборочный тур игры. Он проводится в специальном, переоборудованном в игровой зал, общественном здании. На этот турнир собираются игроки со всей империи. Множество гостей с многих планет прибывают посмотреть, как определяется будущая история империи. Нанимаются судьи и ассистенты, которые следят за исполнением правил и порядком в игровых залах. Обычно все игроки в первом туре облачаются в официальные одеяния, требуемые правилами игры. Но новичкам полагается одежда не столь разукрашенная и более сдержанная по цвету.
В первом турнире первоначально в главной сетке принимают участие около 12 000 игроков.
Игры первого отборочного тура играются в группах по десять участников (выходит, что одновременно проходят порядка 1200 игр). Эти группы из десяти игроков теоретически выбираются случайно, по жребию. Но всегда есть возможность подтасовки жребия, в интересах тех или иных людей и политических группировок.
Матч первого дня в первом туре состоит из игр на двух малых досках.
Сначала игроки играют стратегическими картами на малой доске Начал, потом на доске Форм. В игре нельзя пользоваться подсказками со стороны и техническими средствами, но некоторые игроки применяют наркотики, повышающие умственные способности, хотя это и не приветствуется.
Во второй половине дня игроки играют на двух малых досках серию одиночных игр, которой определяется ранг игроков в основной игре и их предварительное место в табели игроков империи. После этого администрация игр сообщает игрокам конфигурацию и порядок игр на следующий день снова на Доске начал.
Игроки могут вести одиночную игру или договориться с одним или несколькими из тех игроков, кто занял места пониже, заключить с ними сделку, пообещав им, в дальнейшем, поддержку, и не только в игре.
При победе на первой доске Начал при явном перевесе у игрока есть все шансы выиграть целиком матч первого тура.
Потом на второй игровой доске - доске Форм наступает этап первого отсева игроков. Игровая сессия первого тура на доске Форм идет 3-5 дня, до вылета всех проигравших.
Один игрок из первоначальных десяти игроков, участвующих в первой игре, одержав победу в игре первого тура, остается в главной серии и играет во втором туре уже одиночных игр.
Проигравшие в первом туре могут вернуться в основную сетку через утешительные игры, но не в число лидеров игровой сетки. Игрок, занявший по очкам второе место в первом туре, имеет шанс вернуться в главную сетку игры, если выиграет две следующие игры во второй серии.
Возможно, проигравшие в первом туре главной игры, все же могут занять какое-то невысокую административную должность, так как кроме этого главного турнира игры, в империи для каждой имперской должности проводятся свои турниры.
Игрок, победивший в первом туре, становится одним из тысячи двухсот первых победителей и двух тысяч четырехсот оставшихся участников квалификационных игр.
В зависимости от полученных очков на первом этапе он получает своё место в табели игроков.
Перед вторым туром игрок формально должен представить свои нравственные принципы игровой комиссии. Комиссии эти данные нужно для сбора статистики и, видимо, для того, чтобы отсеивать неблагонадежных и радикалов.
На этом этапе игроки играют один на один несколько дней в зависимости от силы противостояния игроков. По идее пары и подбор игроков в играх второго тура также определяется жребием. Но опять в распределение пар могут вмешаться внешние силы…
На этом этапе игроки проводят десять игр на малых досках. За ними следуют игры на третьей большой доске Становления.
Даже если игрок проигрывает на малых досках, у него есть шанс отыграться на большой доске, так как за победу на ней начисляется больше всего очков.
Одним из противников игрока в этих десяти играх может быть игрок, пробившийся, одержав победу в утешительных играх, и вернувшийся в главную серию. Если так распорядится жребий. А жребий - коварная штука в умелых руках.
После этого тура должны остаться около 6000 игроков)
На этом этапе главной серии участники проходят через мини-турнир из девяти игр на малых досках. Здесь играют десять игроков, каждый с каждым, один на один.
На это уходит примерно пять дней. Потом следует игра на большой доске ещё в течение пяти дней. Сколько в ней участвует игроков, непонятно.
Десять дней спустя все заканчивается, и игрок выходит в четвертый тур. В одиночной игре второго и четвертого, возможно и третьего, туров игрок может прибегнуть к физической опции.
После третьего этапа должно остаться порядка 240 игроков. Видимо, отбор идет и среди победителей по набранным ими в этом туре очкам.
В этом туре опять проходит одиночный матч пары игроков. Противостояние должно длиться не больше семи дней. Проходят, так называемые, малые игры, где, в основном, играют картами на нескольких досках.
Если игрок побеждает в этом туре своего противника, он, в числе ста двадцати победителей одиночного четвертьфинала, попадает на Эхронедал, где проводятся финальные игры.
Игроков прошедших отсев первых туров доставляют в святая святых, в место, ставшее символом империи, — на Эхронедал - планету со своеобразным жизненным циклом и находящуюся в двадцати световых годах от Эа.
Первая игра финального турнира на планете Эхронедале по традиции представляет собой серию из десяти партий, где играют десять игроков.
Игра в команде имеет свои плюсы и минусы. Перед этой игрой между игроками проходят переговоры о заключении временных союзов, и начинается сражение на Доске начал.
На каждом этапе игры игроку можно вернуться в основную сетку турнира через утешительные игры, что правильно, если встречается игрок гораздо сильнее тебя. Но этот шанс, видимо, предоставляется не всем, а только одному или двум из отсеянных игроков.
Видимо, остается 12 игроков. Следующий матч состоит из трех игр - игр на доске Начал и досках Форм и Становления. На этом этапе физические опции запрещены. В нем три игрока играют на одной доске, друг против друга.
Игроки, участвовавшие в играх на Эхронедале, получают посты адмиралов и министров, губернаторов империи.
Видимо проходит ещё один тур, после которого остаются лишь двое игроков. Или эти два игрока отбираются из числа победителей по набранных очкам.
Финальная игра, где играют только два игрока, и которая решает, кто станет императором, проходит в огромном чашеобразном помещении, одетом в серый камень и способном вместить более тысячи человек.
Этот финальный матч обычно является кульминацией шестилетней работы и подготовки внутри империи, апофеозом всего того, что представлял собой азад.
По закону на этом этапе императору и претенденту на имперский трон не разрешается прибегать к физической опции. Финальная игра - самая сложная, здесь сталкиваются представления и идеологии игроков, которые будут преобладать в империи, следующие шесть лет.
Но на этот раз на больших досках столкнулись идеология и образы жизни двух звездных галактических империй и культур. Гурдже играл, как действует Культура, император использовал доску азада как территорию своей империи.
Гурдже, первоначально проигрывая, в конце игры нашел путь и стратегию победы и в конце игры и, несмотря на яростное противостояние императора, он выиграл. Проходит разговор между ним и императором, в котором император погибает от рикошета пули, выпущенной им самим из своего пистолета в попытке убить Гурдже.
Инопланетник победил, империя Азад начала разваливаться. Цели Культуры, пославшей игрока, были достигнуты.
Вот эти цели и слои игры:
1) Двойное дно этой игры – разрушение империи Азад для поглощения её цивилизацией Культуры.
Финальный раунд игры между посланцем Цивилизации и императором стал схваткой двух систем. От её исхода зависел результат ассимиляции Культурой этого межзвездного образования.
2) Азад — сама игра — должна был быть дискредитирована. Несмотря на то, что довольно долгое время она была стержнем империи, игра стала и самым слабым местом империи, ведь разрушении цели игры, то, что пришлый инопланетник может победить императора, послужило разрушению империи. Конечно, всё не так просто, но основная идея романа именно такова.
3) В конце книги, раскрывается ещё один, возможный потаенный смысл этой игры.
Это то, что сам игрок был пешкой, игровой фигурой в галактической игре и послужил рычагом в разрушении империи, которая мешала экспансии Культуры.
Возможно ли то, что он был рожден, специально создан для этой игры, послужив неким инструментом в руках беспристрастно и далеко смотрящих СверхРазумов в их планах распространения Культуры?
В романе описывается не только сама игра, но и мысли и поступки Гурдже, когда он понимает, что своим присутствием и начавшими победами он ломает культуру империи и её устои. Выиграет он или нет, всё в империи изменится. То, что игру мог понять чужак, уже ошеломило имперцев. Культуре необходимо было разрушить Империю Азад, но если она будет действовать военными методами со своим многократным военным и технологическим превосходством, то опустится ниже на уровень империи, чего не хочется ИскИнам, направляющим развитие цивилизации Культуры. В галактической вселенной Культуры есть другие суперцивилизации, и если Культура не поглотит Азад, то это сделают они. И потом Культуре придется отвоевывать это пространство. Это циничный подход, свойственный даже искусственным разумам, но любой цивилизации нужно пространство для роста.
Использованы цитаты из текста самого романа, описания сюжета книги на литературных форумах и сайтах и статьи по книге из англоязычной Вики. Они были, впрямую процитированы или переписаны для краткости и логичности поста. Были высказаны свои мысли и догадки про мир книги и логику игры.
Вот краткая
Также использована
В посте использованы картины художника-иллюстратора фантастических книг Марка Салвовски (Mark Salwowski)
Этот книгопост написан в порядке эксперимента, скоро будет ещё один, про другие придуманные игры. Пост поправлен с помощью Matthan. Спасибо ему.