Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Fot

Геймер life_is_shit 9

41

Стратегические хитрости

По части разнообразия возможностей и путей к победе Civilization III без труда даст сто очков вперед всем своим современникам и конкурентам. Об этой игре можно написать тома, и я искренне надеюсь, что благодаря выходу сетевого дополнения Play the World игра войдет в ряды киберспортивных, на что у нее намного больше прав, чем у любой другой существующей на сегодняшний день пошаговой стратегии.

Думаю, в журнале мы еще не раз обсудим пути к совершенству в Civilization, а сегодня наш рассказ - о маленьких хитростях, которые способны порой дать знающему их решающее преимущество. Некоторые из них годятся только против компьютерных противников, но и это, думаю, заинтересует многих.

Партия Зеленых

Начнем с трюка, который уже местами устарел, потому что новые заплатки частично закрыли эти возможности. Однако не все играют в последнюю версию игры, так что он, пожалуй, еще актуален. Кроме того, и сейчас от былой роскоши кое-что осталось.

Допустим, у вас имеется сосед, управляемый компьютером. С ним у вашей державы мир, дружба, братство и полное благолепие. Он развивается мирным путем - и неплохо. Что у вас в это время на уме? Правильно: как бы этак лучше напакостить своему заклятому другу?

Если к войне вы на данный момент не готовы или по каким-то причинам не желаете ее вести (а то, как было в Первую Мировую, на руинах будет плясать третья цивилизация) - существует сугубо мирный способ это сделать.

Для этого плодите некоторое количество рабочих - и отправляете их к соседу с братской помощью.

Вы, наверное, замечали, что рабочий может на одном и том же месте трудиться в замкнутом цикле: посадил лес - срубил лес - посадил лес… Оба действия считаются благоустройством. Даже если лес вы сажаете, скажем, на месте возделанных полей. И вот вокруг мегаполисов злых индусов шумит мати-зеленая дубравушка, а сосед даже не имеет права возмутиться: вы причинили ему добро и нанесли пользу.

Кстати, на низких уровнях сложности у этого цикла есть еще одна польза: таким образом можно ускорять строительство чудес (как известно, при вырубке леса некоторое количество щитов получает ближайший город). На высоких вам этого не дадут.

Увы или ура, но после новых заплаток все уже не так просто. Например, щиты за вырубку можно получить лишь единожды, а лесопосадка перестала восприниматься с неизменной благосклонностью.

Город-камикадзе

Город-камикадзе позволяет атаковать вражеский мегаполис на первый же ход. Пушкам все-таки понадобилось бы два.

Все, кто начинал войну при поддержке пушек, знают основную проблему таких боевых действий: артиллерия движется медленно из-за невозможности использования вражеских дорог, и в результате первую атаку приходится начинать либо с опозданием, либо без артподготовки. Конечно, эту проблему снимает авиация, но что, если ее у нас еще нет?

Техника города-камикадзе предназначена именно для таких случаев. 22 июня на вражескую территорию отправляется колонист. И строит там город - с немедленной перекройкой границ. Колонисту, само собой, не жить, но вы успеете перебросить пушки по захваченным дорогам - и нанести сокрушительный удар по пограничным городам. Именно так предпочтительно начинать военные действия в эпоху, когда осадные орудия уже есть, а бомбардировщиков - еще нет.

Конечно, дороги могут подвезти далеко не только пушки, но и, например, пехоту для обороны захваченного города, или сильные, но медленные атакующие войска древности (мечники и т.п.). В общем, для блицкрига город-камикадзе можно смело назвать одной из основных техник. Она равно хороша при борьбе с компьютером и с живым противником.

Живая мишень

А вот эта идеология хорошо работает в основном против компьютера. Известно, что электронный мыслитель терпеть не может чужих войск на своей территории, а мыслить в категориях цена - результат умеет весьма посредственно.

Поэтому одной из лучших тактик войны с ним может быть десантирование (с корабля, самолета или даже пешком) на его территорию, в горы (в крайнем случае - холмы) отряда оборонительных войск (стрелков и т.п.). Они мгновенно там окапываются, и это служит casus belli для врага. Однако враг после такой атаки тратит неимоверно много сил на то, чтобы извести мерзавцев, поселившихся в его владениях. Тогда как горы, как должен помнить любой цивилизатор, добавляют засевшим в них войсках немалый плюс к защите, и выбивание из избушки лесника засланцев отнимет у компьютера незаслуженно много времени и сил. Вы же за это время спокойно развернете наступление.

Еще одно любопытное применение этой тактики - оборонительное. Известно, что держать достаточные гарнизоны по всей границе - дорого, особенно - в период бурного технического прогресса. Жаль средств на постоянное перевооружение стрелков сообразно требованиям времени. Вот забавный метод, неплохо работающий почти до появления авиации (но после возникновения каравелл).

Пачка таких солдат и пара каравелл или фрегатов ставятся аккурат за пределами вражеской границы в море, поближе к центрам цивилизации. В случае агрессии они стремительно высаживают десант. Он не претендует на разгром врага, но даст вам достаточную передышку, чтобы собраться с силами и обновить свои войска.

На этом технологическом уровне сравнительно редко удается первым залпом уничтожить ваши корабли. Но на всякий случай судов должно быть хотя бы два. И лучше не ставить их у портов врага. А при удаче эти герои еще и перережут коммуникации к какому-нибудь стратегическому ресурсу…

Идеальный период для тактики живая мишень - момент сразу после изобретения пехоты (infantry). Дело в том, что в этот отрезок времени оборона значительно превалирует над нападением. Лучший атакующий отряд - кавалерия - имеет характеристики всего-то 6/3, а пехота - 6/10! Окопавшись на территории врага, небольшой отряд вполне может уничтожить добрую половину неприятельской армии.

Смертельный захват

Если враг не может производить новых войск, он обречен. Все согласны? А что нужно для того, чтобы остановить его производство?

В первую очередь требуется лишить противника стратегического сырья; однако дорожная сеть велика и обильна, и источников может быть больше одного. Одной из самых изящных тактик в таких случаях оказывается следующая.

Первыми действиями войны становится высадка (любым способом) в окрестности столицы. Нет, вам не надо ее захватывать. Надо только разрушить все дороги на соседних с нею квадратах.

Дело в том, что наличие ресурса у страны определяется по факту подвоза его именно в столицу. Поэтому, сделав такое (нет, я не прикидываюсь, будто это элементарно просто!), вы мгновенно лишаете ресурсов все вражеские города. И знаете, какая ваша главная задача после этого? Ни в коем случае не захватить несчастную столицу. Как только вы это сделаете, роль столицы начнет исполнять другой город, и все пойдет насмарку…

Именно таким способом я обычно воюю за русских, когда в строю появляются казаки. Конечно, он пригоден и для других цивилизаций. Начиная примерно с поздней античности, без специальных ресурсов можно построить очень немногое. Партизаны - единственное, что хоть как-то выручает жертву подобной атаки.

Кстати сказать, отсекается и роскошь. А это приводит к бунтам. Но это уже так, небольшой дополнительный плюс. Не забывайте только отстреливать пролетариев, которые попытаются построить новые дороги.

Из этих соображений крайне рекомендуется, если вы не планируете ранней войны, построить город как можно ближе к вражеской столице. Тактика отлично работает в сочетании с городом-камикадзе.

Обозначение границ

В дополнении Play the World обнаружен забавный баг: после строительства дозорной вышки (outpost) компьютерные противники воспринимают ее, как часть вашей территории, и (если не стремятся к конфликту) не засылают колонистов в этом направлении, пока имеют другие пути экспансии. Надо ли говорить, что рабочий (необходимый для строительства заставы) стоит намного дешевле, чем колонист?

Кстати, основным штатным применением дозорных вышек является борьба с возникновением у ваших границ варварских гнезд. Это довольно разумная тактика, если на краю вашей территории имеется область с совершенно непригодной для заселения территорией, регулярно плодящая дикарские рейды.

Город на продажу

Цивилизация, опередившая остальных по уровню культурного развития, легко получает деньги от компьютерных противников в количествах, которые ограничены только их финансовыми возможностями. При этом вовсе необязательно делиться технологиями и вообще чем-либо, что может им как-либо пригодиться.

Делается это элементарно просто. Посреди вашей территории строится аграрный город, который подращивается до того размера, когда он уже имеет товарную ценность. Разумеется, в нем не строится ни одного культурного или военного здания.

После этого продавайте его направо и налево за все, что только за него ни предложат. Благодаря вашей высокой культуре он вернется к вам очень-очень скоро. Чтобы вы смогли снова и с удовольствием его продать. При даже не слишком большой империи (городов двенадцать-пятнадцать) вы вполне можете себе позволить парочку продажных населенных пунктов, прионсящих вам стабильный и весьма высокий доход в деньгах и технологиях.

Только не стоит строить его у моря. А не то враги успеют сделать из него плацдарм, и вам мало не покажется.

О пользе современной монархии

Думаете, в новейшие времена монархия и коммунизм бессмысленны, а демократия и республика всегда выигрывают?

Как бы не так.

У республик и демократий есть, как известно, одна слабость: усталость населения от войны, и вот ее-то и следует нещадно эксплуатировать. Делается это следующим образом.

Заключайте союзы. Любой ценой. Платите за них. Вам необязательно реально вести боевые действия (а если вы их ведете, ограничивайтесь тактикой Живая мишень). Главное, чтобы все вокруг с кем-нибудь да воевали. Лучше, конечно, если не все подряд - с вами, однако по прошествии достаточно долгого периода можно позволить себе и это.

Примерно ходов через 30 у вражеских цивилизаций начинаются конвульсии. Каждый второй их город бунтует. Наконец демократия рушится, и наступает анархия. И вот тут-то… нет, вовсе не пора воевать, именно сейчас стоит сделаться демократом самому и быстро набрать очки в технологической гонке, пока враги зализывают раны. Религиозная цивилизация, не тратящая время на смену правительства, особенно хорошо подходит для такой цели. Ликвидация последствий тотальной войны отнимает у противника ходов двадцать как минимум.

Если вы ухитрились построить Suffrage, то все еще лучше - можно оставаться республиканцем.

Демьянова уха

Еще один способ извести злой компьютер - это продавать ему технологии. Да, именно так. Но с одним условием: единственное, что вы с него просите - это деньги каждый ход.

Штука в том, что через некоторое (не слишком большое) время врагам приходится снимать деньги с исследований и направлять на финансы. Главное - аккуратно добиться этого.

Первое условие: всякую технологию, которую вам посчастливилось добыть, вы продаете всем прочим цивилизациям, а ни в коем случае не одной-двум. Даже если одни дают 100 монет в ход, а другие - 1, это не основание отказывать вторым. Почему? Потому, что в противном случае они заплатят эту монету не вам, а тем, кто у вас ее купил. Продавать технологии легко и приятно, и те, кто у вас ее купил, могут делать это не хуже вас самих. Помните, что технология является стратегическим преимуществом только тогда, когда вы - единственный ее обладатель.

Второе условие: не жадничайте. Да, не хочется продавать врагу порох, но, если уж он блокирует дорожку к малоценным для вас открытиям - лучше продайте. А уж тем более продавайте университет: он все равно не сможет правильно им воспользоваться.

В идеале структура работает так. Вы продали технологию, тем самым сократив прирост вражеской сокровищницы до минимума. Враг подкинул 10% (или более) на финансы. Вы снова продали технологию. Наконец удается срезать исследования до пренебрежимо малой величины!

После этого за то время, что вы продаете одну технологию, исследуете вы три или четыре.

Как вы думаете, какая цивилизация подходит для этого лучше всего? Научная? Не угадали: expansionist. За счет разведчика, собирающего плюшки по карте в начале игры, очень легко получить лидерство с первых дней, а заодно получить контакт со всеми соседями. И вот тогда-то начинайте торговать…

Мало того, что вы развиваетесь, а соседи отстают. Они еще и любят вас нежно и преданно, ведь вы помогаете их научному прогрессу. Культура ваша - разумеется! - на высоте, и хоть культурная, хоть дипломатическая, хоть научная победа у вас почти что в кармане. Причем чем сильнее отстают от вас враги, тем больше они готовы отдать за ваши последние технологические достижения. Уверенно захваченное в самом начале лидерство ведет вас к победе до самого конца игры. Наконец, куча денег позволяет вам стремительно строить все необходимые здания. Радость и благолепие!

Между прочим, часть излишка пускайте на развлечение горожан: день общегородской любви к президенту позволит вам избавиться от изрядной части коррупции.

Надо ли говорить, что ни один живой игрок не позволит вам так над собой измываться?.. Но ничего, недавно прошли первые соревнования по игре в Civilization III на очки, против компьютера, и там такая техника могла бы сработать великолепно! Но - не работала, потому что ни один из участников не попытался ее применить. Ныне, знаете ли, считается, будто способность expansionist не окупается, и ни один участник не взял себе соответствующих рас. Что тут скажешь?

41
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

2 комментария к «Стратегические хитрости»

    Загружается
Чат