Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Ein_walking_05

Инди-катор vladforn 73

162

Исход: Цари и боги. Интерпретация Ридли Скотта библейской истории

Библейские истории, несмотря на свою затертость до дыр, все же интересны. Возможно, их дух и понимание впитывается с молоком матери или вкладывается в разум всей окружающей современного (западного и православного) человека культурой, получаемым образованием.

Любой священный текст авраамистической религии, будь это Ветхий Завет или Коран или, скажем, еврейский ТаНаХ (Пятикнижие?), куда кажется, входит и Тора, казалось бы, не так известен и неинтересен в наш информационный бурнотекущий век, но рассказываемые в них сюжеты всколыхивают в душе читателя или слушателя что-то древнее, лежащее на грани детской сказки. И он говорит себе – я это всё где-то слышал.

Современные режиссеры, сценаристы всегда будут обращаться к древним историям, пытаясь приспособить их к нашему современному знанию о создании мира, человека, всего сущего и вселенских законов.

Они, пытаясь самовыразиться, вступают на зыбкую почву профанации священного Писания, искажения общепринятого его понимания. Это можно сказать и о недавнем спектакле (или все же опере?), поставленном в Новосибирске – "Тангейзер".

Некоторые постановки интересны и принимаются на ура, другие вызывают кучу-бучу и протесты, как со стороны простых верующих, так и со стороны властьдержащих.

Кто в шутку, как группка комедиантов "Монти Пайтон", а кто-то довольно, как Мэл Гибсон в "Страстях Христовых", серьёзно пытаются пересказать эти стародавние события.

Путешествие Иисуса-Навина, подвижничество и самопожертвование Иоанна Крестителя, предательство Иуды и Распятие Христа, или вообще житиё древних святых подвижников – евангелистов – всё это всегда будет объектом переосмысления, это будут постоянные темы поиска.

Только вот пока ещё не экранизировали (я не помню этого) жизнь Адама и Евы в райском саду, искушение яблоком греха и падение наших прародителей. Конечно-конечно, эта история слишком проста и на грани фола, да и нет научных доказательств этого факта, ведь почти все антропологи говорят, что мы произошли от обезьян (ну я это утрирую).
Стоп, что-то меня повело не в ту степь, ладно поговорим о фильме.

Исход: Цари и боги. Интерпретация Ридли Скотта библейской истории
Про кино - Исход: Цари и боги. Интерпретация Ридли Скотта библейской историиИсход: Цари и боги. Интерпретация Ридли Скотта библейской истории

Фильм "Исход: Цари и боги" это интересная, крайняя, я думаю не последняя, интерпретация исхода евреев из Египта и жизни Моисея. Я не слишком в курсе, что же произошло в те времена в пару тысяч лет до нашей эры с Моисеем и его народом, но я вроде заметил пару исторических оплошностей, анахронизмов в описываемых событиях.

Был ли фараоном во времена Моисея Рамзес??? Даже если это Рамзес Второй или третий? И строили ли в те времена именно этот дворец и именно эти пирамиды? Ну, про стремена, появившиеся в раннем средневековье, то ли в Европе то ли у монголов, и негров среди кочевников хеттов, кто только не говорит.

Да и в речи египетских фараонов и их слуг есть ну очень современные понятия – об экономической целесообразности освобождения рабов и платы за их рабский труд, я прям, перекоробился, услышав из уст фараона пару высокомерных фраз в духе, ага, Авраама, но только Линкольна.

Фраза из уст наместника в духе мальтузианства, но только в плане экономики. Мол, эти чертовы евреи плодятся как кролики, и этим они представляют угрозу для экономики Египта, и поэтому их надо уничтожать чуть ли не в концлагерях, это я опять утрирую, но что-то такое было произнесено при его личной встрече с Моисеем. Хорошо, что он не предложил зажаривать еврейских детей на завтрак египтян.

Возможно, и в те времена были циники от экономики, тем более ведь это всего лишь рабы,… а рабов, кстати, много не бывает.

В фильме есть любовная история, хорошо хоть без постельных сцен, а то опять были бы скандалы... Вы можете представить себе постельные сцены в Ветхом Завете? Я, нет. Но заметил эту мелодраматическую особенность у Ридли Скотта, ещё в Гладиаторе. Черт возьми, прости боженька за богохульство… Но ведь это же Моисей!!! Политико-религиозный лидер евреев переселенцев!!! А тут оказывается, что он в поисках пути переселения ещё до исхода со своим народом, оженился и заимел ребенка. Нет, можно конечно, но как-то неканонично.

Стоит отметить что в фильме были заняты хорошие актеры, у хорошего режиссера не могут быть плохие актеры, это понятно.

Кристиан Бэйл в роли Моисея выглядит великолепно, актер, играющий Рамзеса, Джоэл Эдгертон тоже интересен, но я его не сразу узнал, наш старый знакомый Бен Кингсли, прекрасно играющий Навина – старосту евреев, но вот среди египетских цариц была замечена Сигурни Уивер… о боже, она-то здесь откуда? Что ей не дают лавры Элизабет Тейлор?? Ну-ну… Ещё парочка знакомых лиц, правда, их трудно узнать под слоем штук… грима. Вообще, я полфильма отгадывал кто же это из актеров?? Слои, ну просто слои побелки, сажи, бастурмы, то есть басмы и хны или чего там ещё мажут для придания ветхозаветности и фараоноподобности.

Фильм все же на религиозную тему, и по всему фильму раскиданы религиозные символы, вроде горящего куста, жертвоприношения ягненка, и природных явлений очень угрожающего вида и ужасающей силы.

В фильме, как я понял, все же речь идет об иудейском боге, а не о христианском. Разница может и небольшая, но… олицетворение посланника Бога в лице мальчишки, пускай и немного странного вида, я вот этого не понял. Почему именно мальчишка, а не яркое сияние или говорящее облако, ангелоподобное существо или даже говорящее дерево, или ладно, пускай бы, Моисей слышал божественные слова в вое ветра,… но мальчишка? Тем более, когда он ломающим (в русской озвучке) голоском выкрикивает угрозы… нет, я не поверил, что это божий посланник.

История Моисея, я специально никуда не заглядывал, мне напомнила историю предназначения, некого предначертания. Это когда человек не знает своего происхождения и предназначения, своей дальнейшей судьбы, но бац или ба-бах… и он уже пристроен боженькой для своих непонятных целей. Моисей живет сытно и на верхушке общества древнего Египта, а его названный брат это Рамзес, будущий фараон, его мать, как он знает с детства, это придворная дама, сестра, кажется, аж самого фараона. Но вот неожиданная встреча со старостой еврейских рабов, и открываются некоторые факты, в которые не хочется и верить. Да Моисей просто в открытую смеется над этим чудачком и его словами. Оказывается, что Моисей (Моша) то еврей и его родная мать когда-то пустила корзину с ним по волнам, чтобы её сын обрел спасение от неминуемой смерти и оказался в семье верховного правителя – фараона и воспитывался вместе с Рамзесом, будущим фараоном. Есть ещё родная сестра, которая… не важно.

Вот здесь я не уверен в этих исторических фактах. Может так всё и было, а может и нет.

Следует раскрытие правды о еврейском происхождении Моисея, падение и заточение в темницу, и дальнейшее его изгнание в пустыню на погибель. И так далее вплоть до статуса священного человека для своего народа, создателя 10 заповедей на каменных скрижалях.

Можно сказать что Моисей, это неожиданный герой, сначала не верящий ни в каких богов, даже в египетских богов, Сета или Гора, но, в конце концов, пошедший на поводу своего Бога. Бога его родного народа, решившего для спасения свой народ, чуть ли не уничтожить египтян с помощью божественных кар или "десяти египетских казней"– голода, мора и болезней, а также природных явлений, и, в конце концов, даже пошедшего на уничтожение всех младенцев во всем Египте, кроме, разумеется, еврейских.

В фильме немного притянуто за уши решение фараона Рамзеса разрешившего, или проклявшего народ иудеев на изгнание из Египта.

Да, Моисей был египетским принцем, а стал святым отшельником, предводителем евреев, одного из колен Израилевых, который повел народ через пустыню, тернии-колючки и даже через расступившиеся волны Красного моря в Ханаан, родную землю.

Вот здесь… я просто вынужден указать на эту библейскую тему в недавно сыгранной мной игре Homeworld. В ней тоже есть народ изгнанников, есть родной мир к которому они устремились после лишения своей новой родины, и которого они достигли после кучи препятствий и битв. Только там вместо Моисея свой народ изгнанников повела Кара С’Джет, главная героиня игры. Дело Моисея живет и живее всех других сюжетов, надо бы покопаться в библейских истоках сюжетов некоторых игр.

История Букера ДеВитта и Элизабет... агнец Колумбии, это ладно явная отсылка, а вот история поиска и искупления своего греха Букером, это мне напоминает какой-то отрывок из ветхозаветной истории. Это не про то как один отец хотел убить своего сына, а боженька отвел его руку с ножом и поменял его сына на ягненка? Нет? Слаб я все же в этих библейских историях.

В конце фильма непонятна судьба его жены и сына, но это неважно. Может, умерли они, и точка.

Окончательная оценка фильма: То, что фильм неисторический, это точно, но религиозный ли? Не знаю. Невнятно всё как то в рассказанной истории Моисея, и она в интерпретации Скотта не впечатляет. Ридли Скотт решил впечатлить зрителя с помощью спецэффектов?? Но, боже правый, библейские истории впечатляют не спецэффектами, а самой историей, тем, что происходит с людьми, а не тем что вокруг них.

Блокбастер, голливуд, всё это в фильме есть, Библейской истории в фильме самая малость, так намеки и символы.

И уберите из фильма Сигурни, она в нем ни к чему. От сержанта Рипли к матери фараона? О боженьки, о боженьки, куда этот атеистический мир катится…

Поставлю этому фильму Четыре, и то только за Кристиана Бэйла и спецэффекты. И грим.

P.S. По просьбам трудящихся стахановцев- архаровцев... ха-ха, это была шутка. Небольшой довесок на тему веры и преданности, навеянный самим фильмом и жизнью, оставлю его пока здесь, чтобы потом может забрать его для другого поста.

Хатико

162
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

16 комментариев к «Исход: Цари и боги. Интерпретация Ридли Скотта библейской истории»

    Загружается
Чат