…Жалко только воли во широком поле
Жалко мать-старуху, да буланого коня…
(старинная казачья песня)
Здравствуй, ресурс.
Приятно видеть, что раздел "Обо всем" все больше заполняется интересным содержимым, а писать, например, о кино авторам хочется все больше.
Я, как один из зачинателей этой приятной моды, исключительно рад.
А вот, собственно, и следующий кинопост - и в большой степени пост исключительный и об исключительном фильме.
"Свой среди чужих, чужой среди своих"... Первый крупный фильм одного из лучших советских и российских режиссеров - Никиты Михалкова. По сути, единственное кино, снятое в СССР и о СССР, которое можно причислить к жанру "вестерн". В конце концов, просто фильм, занявший невероятно важное место в истории советского кинематографа. Шедевр. Восхитительная и захватывающая дух драма сильных характеров, блестяще воплощенная замечательным актерским тандемом и отыгранная в трагических декорациях юга страны, поднимающегося с колен после только что окончившейся гражданской войны. Итак, на дворе тяжелейшие двадцатые... Маленький запыленный городок где-то на юге, из которого в столицу должен отправиться груз золота номиналом в пятьсот тысяч рублей. Предыстория? Да.
Но начинается фильм вовсе не с этого. Начинается простой, доброй и какой-то юношеской сценой... Четверо главных героев с безвестной девушкой, где-то на затерянном в полях хуторе,в густой траве, сильные и душой и телом люди, красноармейцы, празднующие заслуженную победу в Гражданской войне. Они молоды, руки их крепки и сильны, а чувства остры так, как они бывают только в молодости. Они выиграли невероятную по напряженности войну, пролив много и своей, и вражьей крови, отдав чьи-то жизни, но - победив. Восхищенные, восторженные, радостные, они спускают с горы старенькую карету - как грозный, но уже потерявший силу и хватку символ старых времен. А карета все катится и катится вниз по склону, давно позабыв о тех, кто ее спустил...
А вот следующая сцена - губернский городок на солнечном юге... И те пятеро друзей... То, что не смогла сделать с ними революция, сделала жестокая рутина постреволюционной борьбы...
Один из них, еще пару лет назад молод и счастлив, а теперь - стремительно стареющий, жесткий, угрюмый начальник местного отделения ЧК, постепенно разучивающийся доверять даже самым близким друзьям...
Другой - еще один "железный чекист", еще не так прочувствовавший реалии новой войны, а потому не так изменившийся...
Третий - действующий кавалерист, вынужденный работать начальником финансовой части и скрипеть пером в бухгалтерии, каждый вечер проводя со своим конем в мечтах о старых боевых временах...
Четвертый из друзей - тоже чекист, Егор Шилов, спокойный и уверенный в себе "идейный боец", единственный из них, кто почти не изменился со "счастливых" революционных времен...
И, конечно же, якобы "отрицательные" персонажи. Почему якобы? Да потому что никакое это не классическое пропагандистское кино, где есть добрые чекисты и злые "зеленые", или "белые", или еще кто-нибудь.
Есаул Брылов, недосягаемо исполненный Никитой Михалковым - бывший дворянин, потом казачий офицер, а теперь - бандит, необычный "зеленый" с тихой мечтой о давно ушедшей дворянской жизни, о пикниках на свежем воздухе, клавесинах и французской речи...
Ротмистр Лемке, белый офицер, тоже благородного сословия, честный и бескорыстный, лишенный всего, кроме последней свой цели - бить красных.
Шестеро сильных людей, могучих характеров, судьбы которых причудливо завиваются вокруг безумно ценного красного золота. Зачем оно им? Кому-то для Партии, кому-то - для того, чтобы это золото досталось кому угодно, но только не ей, кому-то - для возвращения в свою мечту, а полусумасшедшему бандиту-татарину Каюму - чтобы вернуться на родину, скинуть "собаку-бая" и самому стать "сильным мира сего", попирая ногами тех, кто еще недавно был таким же, как он.
Так все-таки, о чем же фильм? Несмотря на лихо закрученный сюжет и "вестерновую" направленность фильма, он не о перестрелках, не о золоте, крови или борьбы "красных" с "зелеными"... Он - о мечте. О чистой и неразрывно связанной с небом мечте. Мечта есть у всех. Кто-то мечтает о былой славе или сошедших на нет привелегиях, кто-то мечтает и проклинает революцию, сравнявших плебеев и патрициев чудовищным катком, чей-то удел - неизбывная жажда золота, а чей-то - "ветер в поле да буланый конь"...
А еще - о разодранной в клочья стране, о лежащей в руинах стране, о братьях и сестрах, расшвырнутых "Гражданкой" по разный стороны баррикад, о том, что теперь - если твой отец - предатель, то предатель и ты, что война, оказывается, не окончилась, что смута в душах и головах куда страшнее открытой...
Но, слава Богу, и о том, что даже худшие из невзгод оказываются преодолимы чистой мужской дружбой и любовью... Что "a'la guerre con a'la guerre", а на войне награды все-таки найдут своих героев.
"Свой среди чужих..." обрушивает на зрителя невероятное количество сцен, картин и пейзажей, фильм словно взрывается какофонией красивых и удивительных моментов, наполненных всевозможными чувствами - начиная от щемящей тоски и заканчивая подлинной гордостью... От проклинающего крика кавалериста-начфина Забелина: "А, дьявол! Вот моя бумажная могила!" до блестящего есаула Брылина, идущего по путям навстречу поезду. От мрачного председателя ЧК Кунгурова на фоне стены с портретом Ленина до опустевшей картины-мечты в глазах умирающего есаула...От изуродованного трупа, найденного в квартире одного из чекистов – Шилова, до сцены встречи четверых друзей, снова, как прежде бегущих навстречу друг другу по нескошенному лугу…
И как грозно-трагичный апофеоз всего, что ни есть в фильме, всего, что ни было в тяжелые времена гражданской войны, всех несбыточных и несбывшихся мечт и надежд, всех страданий и потерь – скупая слеза, тяжело катящаяся по щеке стоящего на коленях ротмистра Лемке...
Вот с этого момента я буду писать кинопосты только про классику. Советскую, российскую (да, таковая существует) и западную. Свеженькими новинками синематографа пускай занимается кто-нибуть другой.
В ближайшей перспективе - "Кин-дза-дза", "Сталкер" Тарковсого, "Однажды в Америке", "Хороший, Плохой, Злой", а из российского - "12".
Более того, принимаются заявки, да.